State system for ensuring the uniformity of measurements. State supervision and departmental control of measuring instruments. Basic regulations ГОСТ 8.002-86 Государственная система обеспечения единства измерений. Государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений. Основные положения / ГСИ ГСОЕИ / 8 002 86

ГОСТ 8.002-86

Группа Т80

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
     
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

     
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ВЕДОМСТВЕННЫЙ
КОНТРОЛЬ ЗА СРЕДСТВАМИ ИЗМЕРЕНИЙ

     
Основные положения

     
State system for ensuring the uniformity of measurements.
State supervision and departmental control of measuring instruments.
Basic regulations


ОКСТУ 0008

Дата введения 1987-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ



1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам

ИСПОЛНИТЕЛИ

X. О. Маликова (руководитель темы), А. В. Плотникова, В. А. Сковородников, М. Г. Шаронов

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21.02.86 г. № 388

3. ВЗАМЕН ГОСТ 8.002-71 в части разд. 1, 2, 4

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения

ГОСТ 8.001-80

1.3

ГОСТ 8.326-78

1.3, 1.4

ГОСТ 8.383-80

1.3

ГОСТ 8.513-84

1.3, 1.4

5. Переиздание (ноябрь 1987 г.) с Изменением № 1, утвержденным в сентябре 1987 г. (ИУС 1-88).



Настоящий стандарт устанавливает основные положения государственного надзора и ведомственного контроля за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, за деятельностью ведомственных метрологических служб, за внедрением и соблюдением метрологических правил, в том числе правил метрологического обеспечения работ, производимых во всех отраслях народного хозяйства.

Стандарт не распространяется на средства измерений, применяемые на предприятиях и в организациях Министерства обороны и изготовляемые по его заказам.



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1.1. Государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений (государственный метрологический надзор и ведомственный метрологический контроль) проводят в целях обеспечения единства измерений как необходимого условия повышения эффективности общественного производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда, повышения технического уровня и качества продукции, обеспечения достоверного учета материальных, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, повышения эффективности управления в отраслях народного хозяйства.

1.2. Основной задачей государственного метрологического надзора и ведомственного метрологического контроля является укрепление государственной дисциплины и повышение ответственности министерств (ведомств), предприятий, объединений, организаций и учреждений (далее - предприятий) за своевременное, внедрение и строгое соблюдение метрологических правил, установленных действующим законодательством, стандартами, инструкциями, правилами, положениями и другими нормативно-техническими документами, за обеспечение единства измерений и метрологическое обеспечение работ, производимых в отраслях народного хозяйства.

1.3. Государственный метрологический надзор осуществляют в форме:

государственных приемочных и контрольных испытаний средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.383-80 и ГОСТ 8.001-80;

государственной метрологической аттестации средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.326-78;

государственной поверки средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.513-84;

регистрации предприятий и организаций, изготовляющих, ремонтирующих и поверяющих средства измерений в соответствии с порядком, устанавливаемым Государственным комитетом СССР по стандартам (Госстандартом);

проверок состояния и применения средств измерений, деятельности ведомственных метрологических служб в министерствах (ведомствах) и на предприятиях, внедрения и соблюдения метрологических правил (далее - проверок соблюдения метрологических правил) в соответствии с порядком, устанавливаемым Госстандартом.

1.4. Ведомственный метрологический контроль проводят в форме:

ведомственной метрологической аттестации средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.326-78;

ведомственной поверки средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.513-84;

проверок состояния и применения средств измерений, внедрения и соблюдения метрологических правил на предприятиях системы министерства (ведомства);

проверок деятельности головных и базовых организаций метрологической службы, структурных подразделений метрологической службы на предприятиях системы министерства (ведомства) в порядке, устанавливаемом министерством (ведомством);

аттестации испытательных и аналитических лабораторий на предприятиях системы министерства (ведомства).

Нормативно-техническими документами министерства (ведомства) могут быть установлены иные формы ведомственного метрологического контроля.

1.3, 1.4. (Измененная редакция, Изм. № 1).

1.5. Организацию и порядок проведения работ по государственному метрологическому надзору устанавливают государственными стандартами, правилами, инструкциями и другими нормативно-техническими документами (далее - НТД) Госстандарта, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

1.6. Организацию и порядок проведения работ по ведомственному метрологическому контролю устанавливают отраслевыми стандартами, правилами, инструкциями и другими НТД министерств (ведомств) и предприятий, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, другим государственным стандартам и НТД Госстандарта, регламентирующим вопросы государственного метрологического надзора и ведомственного метрологического контроля.



2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР



2.1. Государственный метрологический надзор осуществляют:

Госстандарт;

республиканские управления Госстандарта в союзных республиках;

центры стандартизации и метрологии, лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой Госстандарта.

2.2. Органы государственного надзора осуществляют свои функции в соответствии с установленной компетенцией.

2.3. Госстандарт, в соответствии с возложенными на него задачами в области государственного метрологического надзора, осуществляет следующие функции:

утверждает стандарты и другие НТД, обязательные для применения всеми министерствами, ведомствами, предприятиями;

разрабатывает и утверждает в установленном порядке планы работ по государственному метрологическому надзору;

заслушивает на заседаниях Госстандарта отчеты руководителей министерств (ведомств) о состоянии дел на подчиненных предприятиях по результатам государственного метрологического надзора;

проводит анализ результатов государственного метрологического надзора и разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостатков;

осуществляет управление деятельностью органов государственного надзора системы Госстандарта.

2.4. Республиканские управления Госстандарта, в соответствии с возложенными на них задачами в области государственного метрологического надзора, осуществляют следующие функции:

разрабатывают и утверждают планы работ по государственному метрологическому надзору в союзной республике;

обеспечивают организацию и проведение работ по государственному метрологическому надзору в союзной республике, постоянное совершенствование и повышение эффективности; государственного метрологического надзора;

организуют проведение государственных контрольных испытаний средств измерений, выпускаемых в республике, государственной метрологической аттестации и государственной поверки средств измерений, а также регистрацию предприятий, изготовляющих, ремонтирующих и поверяющих средства измерений;

организуют проведение выборочных проверок соблюдения метрологических правил в министерствах (ведомствах) и на предприятиях, расположенных на территории союзной республики;

обеспечивают своевременное принятие органами государственного надзора союзной республики необходимых мер по внедрению и соблюдению метрологических правил, улучшению состояния и применения средств измерений, предупреждению и пресечению нарушений, а также по привлечению к установленной ответственности предприятий и должностных лиц, виновных в нарушении метрологических правил;

заслушивают отчеты руководителей республиканских министерств (ведомств) о состоянии дел на подведомственных предприятиях по результатам государственного метрологического надзора;

обеспечивают взаимодействие органов государственного надзора с правоохранительными и другими контролирующими органами союзной республики;

осуществляют контроль деятельности органов государственного надзора в союзной республике.

2.5. Центры стандартизации и метрологии и лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой, в соответствии с возложенными на них задачами в области государственного метрологического надзора, осуществляют следующие функции:

разрабатывают и утверждают в соответствии с планом государственной стандартизации и на основе планов, утвержденных республиканским управлением Госстандарта, планы работ по государственному метрологическому надзору на предприятиях закрепленной территории, обеспечивают повышение эффективности государственного надзора;

проводят выборочные проверки соблюдения метрологических правил на предприятиях закрепленной территории;

организуют и проводят государственные контрольные испытания средств измерений, выпускаемых предприятиями, расположенными на закрепленной территории, государственную метрологическую аттестацию и государственную поверку средств измерений, ведут регистрацию предприятий, изготовляющих, ремонтирующих и поверяющих средств измерений;

применяют необходимые меры, направленные на внедрение и соблюдение метрологических правил, улучшение состояния и применения средств измерений, предупреждение и пресечение выявленных нарушений, а также меры по привлечению к установленной ответственности предприятий и должностных лиц, виновных в нарушении метрологических правил;

взаимодействуют с правоохранительными и другими контролирующими органами на закрепленной территории.

2.6. Осуществление функций государственного метрологического надзора возлагается на специализированные структурные подразделения по надзору за состоянием средств намерений, по государственным испытаниям средств измерений, по надзору за метрологическим обеспечением, а также на другие подразделения, образуемые в центральном аппарате Госстандарта, управлениях Госстандарта в союзных республиках, центрах стандартизации и метрологии, лабораториях государственного надзора за стандартами и измерительной техникой в автономных республиках, краях, областях и городах.

Выполнение отдельных функций в области государственного метрологического надзора возлагается на метрологические научно-производственные объединения и научно-исследовательские институты.

2.7. Должностные лица органов Госстандарта, осуществляющие государственный метрологический надзор и исполняющие обязанности государственных инспекторов по надзору за стандартами и средствами измерений, должны быть аттестованы в качестве государственного доверителя или государственного контролера.

Аттестации в качестве государственного поверителя подвергают лиц, на которых возлагают обязанности по государственной поверке средств измерений. Эти лица должны проходить первичную аттестацию при назначении их на должность, а через определенные промежутки времени - периодическую аттестацию.

Аттестации в качестве государственного контролера (первичной или периодической) подлежат лица, на которых возлагают функции в области государственного метрологического надзора в соответствии с п. 1.3 (кроме поверки).

Первичную и периодическую аттестацию должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, проводят в порядке, устанавливаемом Госстандартом.



3. ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ВЕДОМСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

3. ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
ВЕДОМСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ



3.1. Ведомственный метрологический контроль осуществляют:

министерство (ведомство) с возложением этих функций на отдел (службу) главного метролога министерства (ведомства);

головная и базовые организации метрологической службы министерства (ведомства) с возложением этих функций на соответствующее специализированное подразделение;

отдел главного метролога или другие структурные подразделения метрологической службы предприятий, осуществляющие контроль в рамках предприятия.

При нецелесообразности образования специализированных подразделений метрологической службы в центральном аппарате министерства (ведомства) или на предприятиях функции ведомственного или внутризаводского контроля должны быть возложены на другое структурное подразделение или ответственное лицо, назначенное приказом по министерству (ведомству) или предприятию.

3.2. Органы и службы, осуществляющие ведомственный метрологический контроль в системе министерства (ведомства), выполняют свои функции в соответствии с установленной компетенцией и полномочиями, предоставленными им руководителем министерства (ведомства) или предприятия.

3.2.1. Министерство (ведомство) в соответствии с возложенными на него задачами в области ведомственного метрологического контроля:

обеспечивает организацию и проведение метрологического контроля в системе министерства (ведомства), систематически проверяет состояние и применение средств измерений на подведомственных предприятиях, принимает меры, направленные на строгое соблюдение действующих метрологических правил;

разрабатывает и утверждает в установленном порядке отраслевые планы работ по ведомственному метрологическому контролю;

утверждает обязательные для предприятий своей системы отраслевые стандарты, инструкции, правила, положения и другие НТД, устанавливающие порядок осуществления ведомственного метрологического контроля.

3.2.2. Отдел (служба) главного метролога министерства (вeдомства) в соответствии с возложенными на него задачами, в области ведомственного метрологического контроля:

обеспечивает и осуществляет в системе министерства (ведомства) контроль за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, за своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил, установленных действующим законодательством, стандартами, инструкциями, правилами, положениями и другими нормативно-техническими документами;

обеспечивает учет предприятий системы министерства (ведомства), которым органами Госстандарта предоставлено право изготовления, ремонта или поверки средств измерений, а также учет средств измерений, применяемых на предприятиях системы министерства (ведомства);

проверяет соблюдение требований к ведомственной поверке и метрологической аттестации средств измерений в системе министерства (ведомства);

осуществляет контроль за своевременным представлением предприятиями системы министерства (ведомства) средств измерений на государственные испытания и государственную поверку;

контролирует работу головных и базовых организаций метрологической службы, структурных подразделений метрологической службы на предприятиях системы министерства (ведомства);

дает обязательные для предприятий системы министерства (ведомства) предписания по вопросам состояния и применения средств измерений, внедрения и соблюдения метрологических правил;

вносит руководству министерства (ведомства) предложения об отмене НТД, не соответствующей требованиям государственных и отраслевых стандартов, другой НТД, действующей в отрасли;

вносит руководству министерства (ведомства) предложения о прекращении на предприятиях производства продукции при нарушении ими метрологических правил, несоблюдение которых привело к выпуску нестандартной продукции, до устранения нарушений и о необходимости принятия иных мер в отношении предприятий и лиц, допустивших эти нарушения;

осуществляет контроль за разработкой и реализацией мероприятий по устранению недостатков, отмеченных органами государственного надзора.

3.2.3. Головная организация метрологической службы министерства (ведомства) в соответствии с возложенными на нее задачами в области ведомственного метрологического контроля:

осуществляет методическое руководство базовыми организациями метрологической службы министерства (ведомства) по вопросам ведомственного метрологического контроля;

осуществляет контроль за деятельностью базовых организаций метрологической службы, а также за деятельностью метрологических служб предприятий системы министерства (ведомства);

осуществляет контроль за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил, на предприятиях системы министерства (ведомства);

организует и проводит ведомственную поверку и метрологическую аттестацию средств измерений, которые не могут быть поверены или аттестованы базовыми организациями метрологической службы;

вносит предложения главному метрологу министерства (ведомства) об отмене принятых в отрасли НТД, приказов, распоряжений и указаний, противоречащих действующему законодательству, государственным и отраслевым стандартам;

осуществляет контроль за устранением недостатков, выявленных органами Госстандарта на предприятиях министерства (ведомства) при осуществлении ими государственного метрологического надзора;

дает руководителям проверенных предприятий обязательные предписания об устранении выявленных нарушений и об изъятии средств измерений, непригодных к применению;

вносит предложения главному метрологу министерства (ведомства) и руководителям предприятий системы министерства (ведомства) о необходимости принятия мер в отношении предприятий и лиц, допустивших нарушения метрологических правил.

3.2.4. Базовая организация метрологической службы министерства (ведомства) в соответствии с возложенными на нее задачами в области ведомственного метрологического контроля:

осуществляет методическое руководство метрологическими службами предприятий по вопросам ведомственного метрологического контроля;

контролирует деятельность метрологических служб предприятий;

осуществляет контроль за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил на предприятиях;

обеспечивает организацию и проведение ведомственной поверки и метрологической аттестации средств измерений, которые не могут быть поверены или аттестованы предприятиями;

вносит предложения вышестоящим органам об отмене принятых руководителями предприятий стандартов и других НТД, приказов, распоряжений и указаний, противоречащих действующему законодательству, государственным и отраслевым стандартам;

оказывает содействие органам Госстандарта при осуществлении государственного метрологического надзора;

дает руководителям проверенных предприятий обязательные указания об устранении выявленных нарушений и об изъятии средств измерений, непригодных и применению;

вносит предложения вышестоящим органам и руководителям прикрепленных предприятий о необходимости принятия в установленном порядке мер в отношении предприятий и лиц, допустивших нарушения метрологических правил.

3.2.5. Руководитель предприятия:

организует и осуществляет контроль за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил, деятельностью структурных подразделений метрологической службы предприятия;

оказывает содействие органам Госстандарта при осуществлении ими государственного метрологического надзора;

утверждает НТД, устанавливающие порядок осуществления метрологического контроля на предприятии;

поощряет отличившихся работников, применяет в установленном порядке меры взыскания в отношении лиц, допустивших нарушения метрологических правил.

3.2.6. Отдел главного метролога или другие подразделения метрологической службы предприятия:

осуществляют контроль за разработкой, производством, состоянием и применением средств измерений, своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил всеми подразделениями предприятия;

осуществляют ведомственную поверку и метрологическую аттестацию средств измерений в пределах прав, предоставленных органами Госстандарта; ведут учет средств измерений предприятия, составляют графики поверки и контролируют соблюдение утвержденных графиков; согласовывают с органами Госстандарта графики поверки средств измерений, подлежащих обязательной государственной поверке, и обеспечивают своевременное представление их на государственную поверку; разрабатывают и осуществляют мероприятия по развитию ведомственной поверки средств измерений;

оказывают содействие органам Госстандарта при осуществлении ими государственного метрологического надзора;

разрабатывают мероприятия по устранению недостатков, выявленных органами Госстандарта и осуществляют контроль за их реализацией;

дают руководителям всех подразделений предприятия обязательные предписания об устранении выявленных нарушений и об изъятии средств измерений, непригодных к применению;

вносят руководству предприятия предложения о поощрении отличившихся работников и о необходимости принятия мер в отношении лиц, допустивших нарушения метрологических правил.

3.2.7. Приказом по министерству (ведомству) или предприятию, в соответствии со специфическими особенностями производства, на органы и службы, осуществляющие ведомственный метрологический контроль, могут быть возложены дополнительные обязанности в области контроля за соблюдением метрологических правил и им могут быть предоставлены более широкие права по применению правовых мер воздействия к нарушителям.

3.2.8. Ответственность за организацию и осуществление ведомственного метрологического контроля несут руководители министерств (ведомств) и предприятий.



4. ПРАВОВЫЕ МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

4. ПРАВОВЫЕ МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПОРЯДКЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА



4.1. В случаях нарушения метрологических правил органы государственного надзора применяют в отношении предприятий и виновных должностных лиц установленные законодательством правовые меры и дают обязательные предписания об устранении выявленных нарушений.

4.2. При проведении государственных испытаний средств измерений

4.2.1. Отрицательные результаты государственные приемочных испытаний опытного образца нового типа средств измерений являются основанием для отказа в утверждении этого типа и выдачи разрешения на производство и выпуск в обращение средств измерений установочной серии.

4.2.2. Реализация серийно изготовляемых средств измерений, не прошедших государственные испытания в соответствии с ГОСТ 8.001-80, является основанием для применения экономических санкций в виде перечисления всей суммы прибыли, полученной предприятием за эту продукцию, в доход бюджета и исключения данной продукции в натуральном и стоимостном выражении из отчетных данных предприятий о выполнении плана.

4.2.3. Отрицательные результаты государственных контрольных испытаний средств измерений являются основанием для:

а) запрета (задержки) выпуска в обращение изготовляемых средств измерений;

б) применения экономических санкций;

в) лишения права серийного производства средств измерений и аннулирования регистрационного удостоверения на право проведения этих работ.

4.3. При проведении метрологической аттестации средств измерений

4.3.1. Отрицательные результаты метрологической аттестации вновь разработанных средств измерений, не предназначенных для серийного производства, являются основанием для запрета (приостановления) их применения.

4.3.2. Реализация вновь разработанных средств измерений, не прошедших метрологическую аттестацию, является основанием для применения экономических санкций.

4.3.3. Отрицательные результаты метрологической аттестации эксплуатируемых средств измерений являются основанием для запрета их применения и аннулирования свидетельства о метрологической аттестации.

4.4. При проведении государственной поверки средств измерений

4.4.1. Отрицательные результаты государственной поверки средств измерений являются основанием для:

а) запрета (задержки) применения или выпуска в обращение средств измерений, предписания об изъятии средств измерений из обращения и эксплуатации, а в случае необходимости - непосредственного их изъятия;

б) гашения оттисков поверительных клейм на средствах измерений, аннулирования свидетельства о поверке или записи о непригодности средств измерений в технические паспорте средств измерений;

в) опечатывания средств измерений способом, исключающим возможность их дальнейшего применения;

г) назначения сплошной единовременной поверки всех средств измерений, находящихся в эксплуатации, или определенной их номенклатуры в органах государственного надзора;

д) установления сокращенных межповерочных интервалов для средств измерений, находящихся в эксплуатации.

4.5. При проведении работ по государственной регистрации предприятий, изготовляющих, ремонтирующих или поверяющих средства измерений

4.5.1. Нарушение установленных стандартами и иными НТД требований к изготовлению, ремонту и поверке средств измерений является основанием для:

а) отказа в выдаче регистрационного удостоверения на право выполнения указанных работ;

б) предписания о прекращении этих работ и аннулирования ранее выданного регистрационного удостоверения;

в) исключения из регистрационного удостоверения тех видов работ, по которым допущены нарушения.

4.6. При проверке состояния и применения средств измерений, деятельности ведомственных метрологических служб в министерствах (ведомствах) и на предприятиях, внедрения и соблюдения метрологических правил выявленные нарушения являются основанием для применения правовых мер, предусмотренных пп. 4.2-4.5.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.7. Особо серьезные нарушения метрологических правил, влекущие выпуск нестандартной недоброкачественной продукции, являются основанием для обязательных предписаний должностным лицам предприятий о прекращении производства продукции до устранения нарушений.

4.8. В случаях, когда нарушения метрологических правил являются следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения должностными лицами проверяемых предприятий возложенных на них служебных обязанностей, органы государственного надзора вправе вносить в соответствующие министерства (ведомства) и представлять руководителям предприятий предложения о привлечении этих лиц к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения в установленном порядке от занимаемой должности.

4.9. При выявлении нарушений метрологических правил, которые в соответствии с действующим законодательством являются основанием для привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности в виде предупреждения или денежного штрафа, органы государственного надзора составляют в установленном порядке протокол и направляют материалы в административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских и районных в городах Советов народных депутатов.

4.10. В случаях, когда допущенные по вине должностных лиц нарушения по своему характеру влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовную ответственность, органы государственного надзора направляют в установленном порядке материалы проверок в следственные органы.

4.11. Решение о выборе правовых мер, соответствующих допущенным нарушениям метрологических правил, принимают должностные лица органов государственного надзора в пределах полномочий, предоставленных Председателем Госстандарта.