Three dimensional and two dimensional manikins. Construction, main parameters and dimensions

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

 

МАНЕКЕНЫ ПОСАДОЧНЫЕ
ТРЕХМЕРНЫЙ И ДВУХМЕРНЫЙ

КОНСТРУКЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

 

ГОСТ 20304-90

(СТ СЭВ 4016-83)

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ

Москва

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

МАНЕКЕНЫ ПОСАДОЧНЫЕ
ТРЕХМЕРНЫЙ И ДВУХМЕРНЫЙ

Конструкция, основные параметры и размеры

Three-dimensional and two-dimensional manikins.
Construction, main parameters and dimensions

ГОСТ
20304-90

(CT СЭВ 4016-83)

Дата введения 01.07.92

Настоящий стандарт распространяется на трехмерный и двухмерные посадочные манекены, воспроизводящие антропометрические характеристики взрослого мужчины в положении сидя и предназначенные для определения параметров пассажирского помещения и посадочных мест водителя и взрослых пассажиров автотранспортных средств при их проектировании и производстве.

Манекены не предназначены для измерения и оценки параметров, характеризующих приспособленность автотранспортных средств для человека и их комфортабельность.

Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении.

Требования стандарта являются обязательными.

1. ТРЕХМЕРНЫЙ ПОСАДОЧНЫЙ МАНЕКЕН

1.1. Трехмерный посадочный манекен применяется для:

определения параметров пассажирского помещения и посадочных мест на натурном образце автотранспортного средства для проверки их соответствия параметрам, установленным в конструкторской документации: параметров, характеризующих взаимное расположение фактической точки H посадочного места по ГОСТ 28261 и элементов конструкции кузова (кабины), сидений, органов управления и др.;

проектирования и разработки конструкций сидений и их материалов.

1.2. Конструкция трехмерного посадочного манекена должна соответствовать черт. 1 и 2 и включать в себя составные части, моделирующие следующие части тела человека: торс, тазобедренную часть, голени и стопы, а также поворотный шток с наконечником для измерения высоты пассажирского помещения кузова (кабины).

1 - ось тазобедренного шарнира; 2 - голенный груз; 3 - голень; 4 - стопа; 5 - голеностопный шарнир; 6 - кронштейн голенного груза; 7 - коленный шарнир; 8 - бедренный груз; 9 - тазобедренный груз; 10 - сектор; 11 - кронштейн продольного уровня; 12 - регулировочный винт; 13 - спинной груз; 14 - поворотный шток; 15 - наконечник поворотного штока; 16 - кронштейн спинной панели; 17 - остов торса; 18 - кронштейн спинных грузов; 19 - спинная панель; 20 - седалищная панель; 21 - съемная пробка; 22 - продольный уровень; 23 - поперечный уровень; 24 - кронштейн коленных шарниров; 25 - остов тазобедренной части

Черт. 1

Параметры шкал приведены в табл. 1.

Части манекена - голень и тазобедренная часть - должны быть регулируемыми по длине в пределах диапазонов, указанных на черт. 1, а также должны иметь фиксированные положения 10 %-, 50 %-, 95 %-ных уровней репрезентативности в соответствии с табл. 2.

Таблица 1

Обозначение шкалы

Диапазон измерения, не менее

Цена деления

А

От 340 до 460 мм

1 мм

B

» 380 » 530 мм

1 мм

C

» 80 » 200 мм

1 мм

D

» 770 » 1080 мм

1 мм

E

» - 10° » + 45°

F

» 60° » 120°

K

» 60° » 170°

M

» 60° » 140°

Таблица 2

Шкала

Место отметки на шкале уровня репрезентативности, %

10

50

95

Деления шкалы

А

391

417

460

В

406

432

455

Черт. 2

1.3. Составная часть, моделирующая тазобедренную часть, должна включать в себя остов 25 и жестко прикрепляемую к нему седалищную панель 20.

Остов должен иметь закрепленную на нем ось тазобедренного шарнира 1, сектор 10 со шкалой F, показывающей угол между осевыми линиями остова С1 - С1, и поворотного штока C - С. Параметры шкалы F должны соответствовать указанным в табл. 1.

Концы оси тазобедренного шарнира должны иметь длину, достаточную для размещения на каждом из них симметрично осевой линии С1 - С1 по одному тазобедренному грузу 9.

1.4. На седалищной панели должны быть закреплены симметрично относительно осевой линии С1 - С1 опоры для размещения на них бедренных грузов 8, а также поперечный уровень 23, нулевая отметка которого должна соответствовать горизонтальному положению осевой линии С2 - С2 оси тазобедренного шарнира с точностью до ± 0,25°. Допускается установка уровня 23 на любом другом элементе конструкции манекена, кроме частей 3, 4, 15, при условии, что он будет обеспечивать удобное пользование и точность показаний.

В боковых сторонах седалищной панели должны быть отверстия, в которых должны быть установлены съемные пробки 21 с отметками, совпадающими с осевой линией С2 - С2. Несовпадение этих отметок с осевой линией при установке на манекен в сборе всех предусмотренных грузов не должно быть более 1 мм.

Форма и размеры седалищной панели должны соответствовать указанным на черт. 3 и в табл. 3.

1.5. С остовом 25 тазобедренной части посредством направляющей трубы должен быть телескопически соединен продольный стержень кронштейна коленных шарниров 24, снабженный шкалой B, указывающей расстояние между осевыми линиями С2 - С2 и С3 - С3, и имеющий отметки 10 %-, 50 %- и 95 %-ных уровней репрезентативности. Параметры шкалы В должны соответствовать указанным в табл. 1.

Поперечный стержень кронштейна коленных шарниров должен иметь на каждом конце шкалу C, указывающую расстояние между центром коленного шарнира 7 соответствующей голени и осевой линией С1 - С1 Параметры шкалы C должны соответствовать указанным в табл. 1.

Телескопическое соединение продольного стержня кронштейна коленных шарниров с остовом тазобедренной части должно иметь фиксатор для закрепления его в пределах диапазона шкалы B и стопор для установки на отметках, соответствующих 10 %-, 50 %-95 %-ным уровням репрезентативности.

1.6. Составная часть манекена, моделирующая торс, должна включать в себя остов 17 и жестко прикрепляемую к нему спинную панель 19.

Черт. 3

Примечание. Все размеры даны по наружной поверхности.

Таблица 3

Размеры, мм

Сечение панели

Размер для сечений панели

Размеры

1 - 1

2 - 2

3 - 3

4 - 4

5 - 5

a

b

А - А

150

150

194

-

-

50

143

Б - Б

150

157

196

183

-

147

137

В - В

150

172

198

183

137

154

133

Г - Г

150

181

200

186

145

160

128

Д - Д

150

189

203

190

148

162

122

Е - Е

170

197

208

193

144

158

112

Ж - Ж

209

210

217

194

-

146

91

К - К

223

221

215

196

-

106

14

М - М

221

220

213

195

-

73

0

Н - Н

208

208

199

182

-

17

21

С - С

-

-

-

-

-

-

129

Н - Н

-

-

16

37

-

-

-

М - М

-

-

-

15

-

-

-

К - К

-

-

-

15

-

-

-

Остов торса должен быть шарнирно закреплен на оси 1 тазобедренного шарнира и снабжен двумя кронштейнами 18, расположенными симметрично относительно осевой линии С - С и предназначенными для размещения на каждом из них четырех спинных грузов 13.

1.7. Спинная панель должна быть прикреплена к остову с помощью кронштейна 16 так, чтобы прямая линия С4 - С4, касательная к нижней части панели в ее продольной плоскости, была параллельна с точностью до ± 1° осевой линии С - С и касалась седалищной панели в точке пересечения ее наружной поверхности с осевой линией С1 - С1 остова тазобедренной части. На остове торса должен быть установлен винт 12 для регулировки взаимного углового положения поворотного штока и остова торса, при котором осевая линия С - С и линия С4 - С4 параллельны.

Форма и размеры спинной панели должны соответствовать указанным на черт. 4 и в табл. 4.

Черт. 4

Примечание. Все размеры даны по наружной поверхности.

Таблица 4

Размеры, мм

Сечение панели

Сечение панели

Размер a

1 - 1

2 - 2

3 - 3

4 - 4

Размер h

А - А

104

102

95

62

0

Б - Б

104

102

93

46

12

В - В

104

102

91

31

5

Г - Г

104

102

92

50

10

Д - Д

103

100

91

68

27

Е - Е

99

97

80

71

36

Ж - Ж

90

87

82

77

45

К - К

76

73

68

58

44

М - М

60

58

45

38

32

Размер b

-

41

41

39

30

-

1.8. Поворотный шток 14 с выдвижным наконечником 15 должен быть шарнирно закреплен на оси тазобедренного шарнира и снабжен шкалой D, по которой измеряется расстояние от точки D седалищной панели до конца наконечника. Параметры шкалы D должны соответствовать указанным в табл. 1.

На поворотном штоке для монтажа продольного уровня 22 должен быть шарнирно закреплен кронштейн 11 с осью вращения, перпендикулярной к плоскости симметрии манекена. Кронштейн должен быть снабжен шкалой Е, по которой определяется угол наклона поворотного штока относительно вертикали. Параметры шкалы Е должны соответствовать табл. 1. При использовании вместо продольного уровня какого-либо прибора, в котором совмещены уровень и градусная шкала, шкалу на кронштейн 11 допускается не наносить.

Поворотный шток, кронштейн продольного уровня и наконечник должны быть снабжены фиксаторами для закрепления их в любых положениях в пределах диапазонов измерения по соответствующим шкалам F, Е и D.

1.9. Каждая из составных частей манекена, моделирующих голени 3, должна состоять из двух телескопически раздвижных частей, на одной из которых должна быть нанесена шкала А, указывающая расстояние между осевой линией С3 - С3 поперечного стержня кронштейна коленных шарниров 24 и центром голеностопного шарнира 5 и имеющая отметки 10 %-, 50 %- и 95 %-ных уровней репрезентативности. Параметры шкалы А должны соответствовать указанным в табл. 1.

Телескопическое соединение раздвижных частей голени должно иметь фиксатор для закрепления их на любой промежуточной длине в пределах диапазона шкалы А и стопор для закрепления на отметках, соответствующих 10 %-, 50 %- и 95 %-ным уровням репрезентативности.

Верхняя раздвижная часть голени должна соединяться с поперечным стержнем кронштейна 24 с помощью коленного шарнира 7, ступица которого должна быть подвижна вдоль осевой линии С3 - С3, но фиксирована от поворота вокруг нее. Коленный шарнир должен быть снабжен шкалой К, показывающей угол между осевой линией С1 - С1 тазобедренной части и осевой линией голени, соединяющей центры коленного шарнира 7 и голеностопного шарнира 5. Параметры шкалы K должны соответствовать указанным на черт. 1. Верхняя раздвижная часть голени должна быть также снабжена кронштейном 6 для подвешивания голенного груза 2.

1.10. Конструкция составной части, моделирующей стопу 4, ее форма, основные размеры и параметры шкалы М голеностопного шарнира 5 должны соответствовать на черт. 5 и в табл. 1.

Черт. 5

1.11. Все детали манекена, кроме спинной и седалищной панелей, должны быть изготовлены из стали и защищены антикоррозийным покрытием.

Спинная и седалищная панели должны быть изготовлены из пластмассы и окрашены. Жесткость панелей должна быть такой, чтобы во время испытаний не возникали деформации, влияющие на точность результатов измерений. Параметр шероховатости наружных поверхностей панелей не должен быть более Rz = 40 мкм по ГОСТ 2789. Кромки панелей по всей длине должны быть зачищены.

Примечание. Неуказанные предельные отклонения размеров на чертежах ± 1 мм.

1.12. Общая масса манекена с грузами должна составлять 75,6±3,9 кг, а массы его составных частей должны соответствовать указанным в табл. 5.

Таблица 5

Составные части манекена

Масса номинальная, кг

Количество частей в манекене

Масса одной части, кг

Составные части, моделирующие торс и тазобедренную часть, с кронштейном коленных шарниров в сборе без грузов

16,6

1

16,6+2,0

Составные части, моделирующие голени и стопы, в сборе без грузов

10,8

2

5,4+0,25

Спинные грузы

31,2

8

3,9+0,1

Тазобедренные грузы

7,8

2

3,9+0,1

Бедренные грузы

6,8

2

3,4+0,1

Голенные грузы

2,4

2

1,2+0,1

1.13. Отдельные элементы и детали манекена, за исключением спинной и седалищной панелей, а также стоп ног могут конструктивно отличаться от изображенных на черт. 1 и 2 при соблюдении всех требований настоящего стандарта.

1.14. Метрологическая проверка манекена должна проводиться по пп. 1.4 и 1.7. Проверке подлежат также продольный и поперечный уровни.

2. ДВУХМЕРНЫЕ ПОСАДОЧНЫЕ МАНЕКЕНЫ

2.1. Двухмерные посадочные манекены применяются для:

определения параметров пассажирского помещения и посадочных мест для водителя и взрослых пассажиров на этапах проектирования и доводки новых моделей автотранспортных средств;

определения параметров пассажирского помещения и посадочных мест различных моделей автотранспортных средств с целью проведения их сравнительной оценки;

воспроизведения на чертеже параметров, измеренных с помощью трехмерного посадочного манекена.

2.2. Двухмерные посадочные манекены применяются трех типоразмеров, соответствующих 10 %, 50 %- и 95 %-ным уровням репрезентативности по длине ног. Конструкция каждого из них должна соответствовать черт. 6 и включать в себя элементы, моделирующие следующие части тела сидящего человека: торс 1, тазобедренную часть 2, голень 3 и стопу 4, а также элемент 5, служащий для ориентации манекена на чертеже относительно вертикали.

2.3. Контуры элементов, моделирующих торс и тазобедренную часть, должны воспроизводить контуры деформированных частей тела сидящего на сиденье человека и соответствовать в профиле контурам соприкасающихся с поверхностью сиденья спинной и седалищной панелей трехмерного манекена (см. черт. 3 и 4). Основные размеры стопы должны соответствовать черт. 5.

2.4. Все элементы каждого из двухмерных манекенов должны быть шарнирно соединены между собой, как показано на черт. 6, и снабжены угловыми шкалами F, E, K и M с фиксаторами. Параметры шкал, а также расстояния A и B между центрами тазобедренного, коленного и голеностопного шарниров манекенов должны соответствовать указанным в табл. 1 и на черт. 2 и 6.

2.5. Двухмерные манекены должны быть изготовлены из прозрачного материала, сохраняющего постоянные размеры.

Черт. 6

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочное

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ИХ ПОЯСНЕНИЯ

Термин

Пояснение

Антропометрическая характеристика

Величина, измеряемая в линейных, угловых единицах или единицах по массе, соответствующая размерным характеристикам и характеристикам по массе частей человеческого тела и взаимному их расположению

Уровень репрезентативности

Величина, выражаемая в процентах, соответствующая части населения, у которой численное значение какой-либо антропометрической характеристики меньше или равно его заданному значению

Точка H трехмерного посадочного манекена

Центр тазобедренного шарнира манекена, который расположен в точке пересечения линии, проходящей через центры боковых пробок седалищной панели, с плоскостью симметрии манекена

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

Ю.С. Чухустов, А.В. Прибылова

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.11.90 № 2936

3. Срок первой проверки - 1996 г.

4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 4016-83, ИСО 6549, Правилам ЕЭК ООН № 12, 14, 17, 21, 25, 29, 32, 33, 35, 43 и 46 в части конструкции трехмерного манекена

5. ВЗАМЕН ГОСТ 20304-85

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 2789-73

1.11

ГОСТ 28261-89

1.1

СОДЕРЖАНИЕ

1. Трехмерный посадочный манекен. 1

2. Двухмерные посадочные манекены.. 9

Приложение Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения. 10

Информационные данные. 10