МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ КАЗАХСКОЙ ССР

ЕДИНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

КАРТА
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ

УСТРОЙСТВО
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУБ

УСТРОЙСТВО СБОРНОЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ТРУБЫ Д = 1 м
ПОД АВТОМОБИЛЬНУЮ ДОРОГУ

УСТРОЙСТВО КОТЛОВАНА ПОД ТЕЛО ТРУБЫ

КТ-2.1-15-75

Алма-Ата, 1976

КТ-2.1-15-75

УСТРОЙСТВО СБОРНОЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ТРУБЫ Д = 1 м ПОД АВТОМОБИЛЬНУЮ ДОРОГУ

Разработана ЕЦНОТ и УП Министерства автодорог КазССР

 

Карта трудового процесса дорожно-строительного производства

УСТРОЙСТВО КОТЛОВАНА ПОД ТЕЛО ТРУБЫ

Утверждена технико-экономическим советом МАД КазССР

 

Входит в комплект карт ККТ-4.4; -2.1

Взамен КТ

 

I. НАЗНАЧЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КАРТЫ

1.1. Карта трудового процесса предназначена для рациональной организации рабочих при рытье котлована под тело трубы с помощью бульдозера.

1.2. Применение карты позволит увеличить производительность труда при устройстве котлована до 10 % по сравнению с действующими нормативами.

1.3. Показатели производительности труда:

выработка на 1 чел.-час - 64,3 м3/0,9 м3;

затраты труда на 10 м3 - 9 мин./11,25 часа.

Примечание: В числителе показатели производительности труда машиниста бульдозера, в знаменателе - рабочего-землекопа.

II. ИСПОЛНИТЕЛИ, ПРЕДМЕТЫ И ОРУДИЯ ТРУДА

2.1. Исполнители:

машинист бульдозера (Б) V разряда - 1;

землекоп (З) II разряда - 1.

2.2. Инструменты, приспособления, инвентарь.

Наименование, назначение и основные параметры

ГОСТ, № чертежа

Кол-во, шт.

Шнур длиной 50 м для разбивки котлована

-

50 м

Вешки                           -»-

-

4

Колышки                       -»-

-

15

Нивелир                        -»-

ГОСТ 10528-69

1

Рейка 4-метровая            -»-

-

2

Копальная лопата ЛКО-1

ГОСТ 3620-63

1

Подборочная лопата ЛП-1

ГОСТ 3620-63

1

Топор плотничий

ГОСТ 1399-56

1

Рулетка металлическая для разбивки котлована

ГОСТ 7502-61

1

Мерная лента и металлические шпильки для разбивки котлована

-

1 компл.

Электротрамбовка С-690

-

1

2.3. Потребность в машинах: бульдозер Д-271 на тракторе С-100 - 1

2.4. Потребность в основных горюче-смазочных материалах в кг на 1 час работы.

Наименование материалов

Потребность

1. Дизельное топливо

9,0/9,4

2. Масло для двигателя

0,50

3. Трансмиссионное масло

0,14

4. Консистентная смазка

0,09

III. УСЛОВИЯ И ПОДГОТОВКА ПРОЦЕССА

3.1. Перед началом работ по устройству котлована необходимо произвести подготовку строительной площадки и разбивочные работы. Подготовка строительной площадки в зоне строительства трубы производится следующим образом: площадку на расстоянии 10 м в каждую сторону от оси трубы планируют бульдозером с приданием уклонов, обеспечивающих сток воды от трубы. У выходного оголовка естественное русло расчищают, а у входного оголовка на расстоянии не менее 1,5 м от контура котлована перекрывают русло грунтом и устраивают обводную канаву. Эти меры обеспечивают полный отвод поверхностных вод от котлована.

3.2. Для завоза оборудования, бетонных блоков и материалов бульдозером расчищают и планируют подъездные дороги, обеспечивающие свободный проезд по кольцевой схеме движения.

3.3. Положение трубы на местности определяется проектом дороги. Проектная организация должна закрепить в натуре и сдать по акту прорабу точку пересечения оси дороги с продольной осью трубы, продольную ось трубы, закрепленную четырьмя выносными кольями, а также высотный репер.

Рис. 1

Схема закрепления местоположения трубы на трассе:

1 - выносные столбы; 2 - точка и сторожок с надписью «ось», «пикет», «плюс»; L - длина трубы.

3.4. Промерами по оси трубы намечают контур котлована и обозначают его колышками. На расстоянии 1 м от границ котлована устраивают обноску из досок или брусьев и обозначают на ней продольную ось трубы и положение оголовков и открылков. Обноска по возможности должна быть заглублена в землю для предохранения от повреждения бульдозером.

Рис. 2

Схема разбивки котлована трубы:

1 - выносные столбы; 2 - обноска из брусьев или досок; 3 - котлован; 4 - гвоздь; 5 - свая обноски диаметром 8 - 10 см.

3.5. Разработка котлована должна производиться без нарушения несущей способности грунта основания.

3.6. Грунт из котлована транспортируется на расстояние, обеспечивающее стены котлована от обрушения и не создающее препятствий для производства работ.

3.7. Грунтовые воды отводят в водосборные колодцы, расположенные за котлованом, откуда ее откачивают насосами.

3.8. При разработке котлована в зимних условиях необходимо принимать меры против промерзания грунта в основании.

3.9. Подготовка бульдозера к работе. Перед началом работ по рытью котлована машинисту бульдозера следует произвести техническое обслуживание для того, чтобы предотвратить преждевременный износ и поломку деталей и узлов. При техническом обслуживании бульдозер очищают от пыли и грязи, проверяют наличие и комплектность инструмента и принадлежностей, а также исправность всех узлов, наличие смазки в подвижных соединениях и надежность затяжки всех наружных креплений.

3.10. Во время работы машинист должен: следить за состоянием бульдозера (особенно тех его узлов, которые требуют тщательного ухода и регулирования); не допускать работу бульдозера с ненормальным шумом и стуком; обнаружив неисправности, остановить бульдозер, заглушить двигатель и после этого приступить к устранению неисправностей.

3.11. Машинисту необходимо иметь набор запасных частей, чтобы в случае поломки сократить время простоя механизма в ремонте.

IV. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА

4.1. Получив задание, машинист бульдозера после тщательного осмотра места работ приступает к разработке котлована.

4.2. Котлован разрабатывается продольными проходами от выходного оголовка с отсыпкой грунта за пределами входного оголовка. Разгрузка грунта начинается с наиболее удаленной точки резерва.

4.3. Размеры котлована должны соответствовать проекту.

Рис. 3

Схема технологического процесса разработки котлована

4.4. Наибольшая производительность труда достигается в том случае, если срезание грунта осуществляется со снятием стружки возможно большей толщины, т.е. применяется гребенчатая схема. При этом нож бульдозера сначала заглубляют на максимально возможную глубину (20 - 25 см), затем при перегрузке двигателя частично выглубляют нож и вновь опускают его на максимально возможную величину в зависимости от загрузки двигателя. Это повторяют несколько раз, причем каждый раз срезают грунт на меньшей длине и глубине.

Рис. 4

Гребенчатый профиль зарезания

4.5. Для достижения наибольшей производительности труда машинист бульдозера должен:

а) разрабатывать грунт только исправным бульдозером, своевременно осуществляя для этого технический уход за машиной;

б) чтобы облегчить зарезание грунта, кромка ножа должна быть острой;

в) регулируя нагрузку рациональным заглублением ножа, необходимо добиваться полного использования мощности бульдозера при каждом рабочем ходе;

г) перемещение грунта надо выполнять так, чтобы достигалось сокращение времени движения трактора и уменьшение потерь грунта в пути;

д) отвал бульдозера должен быть установлен в плавающем положении, в результате чего устраняется появление дополнительных нагрузок от срезания неровностей поверхности грунта и дается возможность отвалу огибать их;

е) перед разработкой грунта целесообразно поверхность разрабатываемого участка и путь следования бульдозера выровнять;

ж) перемещать грунт следует на второй скорости;

з) холостой ход выполняется задним ходом на наиболее высокой скорости.

4.6. Бульдозером котлован разрабатывается с недобором грунта до проектной отметки на 10 см.

4.7. Окончательную планировку и зачистку котлована производит землекоп лопатой под рейку с учетом продольного уклона и строительного подъема трубы.

4.8. При разработке котлована необходимо соблюдать правила техники безопасности:

а) запрещается движение строительных машин и транспортных средств, а также расположение грузов в пределах призмы обрушения;

б) для спуска рабочих в котлован на откосы укладывают трапы шириной 0,6 м;

в) при остановке бульдозера необходимо заглушить двигатель, опустить отвал на землю и затормозить трактор;

г) в остальных случаях должны соблюдаться меры по технике безопасности и все правила, предусмотренные СНиП III-А.11-70.

4.9. Организация рабочего места

1 - бульдозер; 2 - рабочий-землекоп

Рис. 5

Рабочее место машиниста

1 - рычаг муфты сцепления; 2, 4 - рычаги включения бортовых фрикционов; 3 - рычаг акселератора; 5, 9 - педали тормозного механизма; 6 - рычаг коробки передач; 7 - рычаг управления лебедкой; 8 - рычаг управления реверсивным механизмом

4.10. Таблица трудовых процессов управления бульдозером.

Элементы трудового процесса

Продолжительность, сек.

1. Выход из кабины бульдозера

4

2. Подача бензина

5

3. Включение стартера

32

4. Заход в кабину бульдозера

7

5. Опускание отвала

2

6. Поднятие отвала

4

Примечание. В процессе работы подъем и опускание отвала производятся на ходу.

4.11. Таблица продолжительности цикла и времени выполнения отдельных операций.

Дальность перемещения, м

Скорость, м/сек, II передача

Время перемещения, сек.

Скорость обратного хода, м/сек.

Время обратного хода, сек.

Время двойного переключения передачи, сек.

Цикл, сек.

20

1,05

19

2,41

8

10

37

25

1,05

24

2,41

10

10

44

30

1,05

29

2,41

13

10

52

4.12. Цикличный график работы бульдозера (Разработка и перемещение грунта на 25 м).

V. ПРИЕМЫ ТРУДА

№ по графику

Наименование элементов процесса, их продолжительность, исполнители и орудия труда

Характеристика приемов труда

1.

Разработка котлована бульдозером - 7 мин.

Машинист бульдозера выходит из кабины, подходит к двигателю, открывает кран подачи бензина и включает стартер. Затем возвращается в кабину, поднимает отвал, переключает скорость и подъезжает к выходному оголовку. После этого, опустив отвал, начинает зарезание грунта по гребенчатой схеме. Грунт транспортируется за пределы входного оголовка. Закончив рабочий ход, машинист переключает скорость на IV передачу и задним ходом возвращается к выходному оголовку. Далее работа производится по цикличному графику (см. п. 4.12).

2.

Доработка котлована вручную;

1) - 2,25 часа;

копальная лопата, подборочная лопата, рейка.

После разработки котлована бульдозером землекоп 3 зачищает стенки котлована и дорабатывает дно котлована до проектной отметки с приданием руслу уклона, заданного проектом.

Карта трудового процесса составлена отделом НОТ в дорожном производстве Единого центра НОТ и УП Министерства автомобильных дорог на основании изучения опыта строительства труб под автомобильные дороги в Казахской ССР

Исполнитель - старший инженер С. ТАРАСОВА

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Назначение и эффективность применения карты.. 1

Ii. Исполнители, предметы и орудия труда. 1

Iii. Условия и подготовка процесса. 2

Iv. Технология и организация процесса. 4

V. Приемы труда. 7