СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ
МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.
СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ

2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

Метрологический надзор, осуществляемый метрологами предприятий, является одним из важнейших элементов системы обеспечения качества выпускаемой предприятием продукции и гарантом соблюдения предприятием метрологических правил и норм, установленных действующим законодательством. Это было всегда: до принятия в 1993 г. Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» и после принятия этого Закона, в котором функция осуществления метрологического надзора была названа в качестве одной из основных функций метрологических служб юридических лиц. И это не менее, а, может быть, более важно сейчас, с принятием нового Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», в котором упоминание о метрологических службах юридических лиц встречается только в двух местах: ст. 2 п. 12) - термины и определения и ст. 21 п. 1 п.п. 4) - в перечислении субъектов, осуществляющих деятельность по обеспечению единства измерений.

Авторы Закона, преследуя цель регламентировать только сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, не посчитали нужным (или возможным) уделить внимание основной армии метрологов, стоящей на «защите прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений и обеспечении потребностей граждан и общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений». Однако, и то малое, что зафиксировано в законе, все-таки, содержит главное, то, что определяет назначение метрологических служб, а именно:

«метрологическая служба - организующие и (или) выполняющие работы по обеспечению единства измерений и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений ... юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предприниматель».

Отсюда можно сделать вывод, что Государство законодательно предписывает метрологическим службам организовывать и (или) выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений. Одна из этих работ (услуг) - осуществление метрологического надзора.

Довольно часто при обсуждениях, в которых, как правило, не участвуют метрологи - практики, возникает вопрос - зачем нужен метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц (далее: МН МС), если есть государственный метрологический надзор (далее: ГМН)? Рассмотрим определение ГМН, приведенное в новом Федеральном законе «Об обеспечении единства измерений». «ГМН - контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и заключающаяся в систематической проверке соблюдения установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований, а также в применении установленных законодательством Российской Федерации мер за нарушения, выявленные во время надзорных действий».

В таблице 1 приведены сравнительные характеристики ГМН и МН МС.

№ п/п

Характеристика

ГМН

МН МС

1

2

3

4

1

Сфера распространения

Только сфера государственного регулирования

Без ограничений (в сферах и вне сфер государственного регулирования; технологические процессы производства, обеспечивающие значение гарантируемых параметров; контроль качества продукции; внутренний учет; расчетные операции внутри одного юридического лица и т.д.)

2

Периодичность

Не чаще 1 раза в 2 года (в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 30.10.2002 № 132-ФЗ. Ввиду огромного количества объектов систематичность не может быть гарантирована.

Периодичность определяется реальными потребностями производства: где - раз в смену, где - раз в неделю, где - раз в год. Единственное, что гарантировано, это то, что проверки производятся систематически.

3

Степень охвата субъектов и объектов надзора

Количество субъектов хозяйственной деятельности в той или иной мере осуществляющих деятельность в сфере государственного регулирования составляет сотни тысяч, из них надзору могут подвергнуться 5 - 10 тысяч, т.е. не более чем 10 %-ная выборка из субъектов.

Метрологических объектов, применяемых в сферах государственного регулирования на крупных предприятиях - десятки, сотни, иногда тысячи. Проверке может подвергнуться только выборка, условно тоже не более 10 %.

Таким образом, из всех объектов, которые должны подлежать систематическому надзору со стороны государства для обеспечения целей «защиты», надзору подлежит не более 1 % объектов.

Любой субъект хозяйственной деятельности при осуществлении этой деятельности так или иначе организует проведение у себя метрологического надзора. В той или иной мере, в силу своих представлений и компетентности в этом вопросе своих метрологов. Этой функции не может не быть, т.к. иначе рано или поздно производство развалится, качество продукции снизится. Кто-то должен обязательно проверять состояние и применение всех метрологических объектов, как входящих в сферы государственного регулирования (далее: ГР), так и не входящих. Здесь вполне вероятен 100 %-ный охват объектов.

4

Степень компетентности лиц, осуществляющих проверки

Трудно представить себе должностное лицо какого-либо федерального органа исполнительной власти, обладающего глубокими знаниями как в области обеспечения единства измерений, так и во всех областях деятельности, подлежащих ГР. В общем случае, это люди, обладающие общетехническими знаниями, которые в каждой конкретной ситуации могут оказаться достаточно поверхностными.

Внутренний метрологический надзор, как правило, поручается наиболее опытным и компетентным метрологам, проработавшим на предприятии много лет, знающим производство как свои пять пальцев, знающим его «тонкие места», и «болевые точки». Этих «инспекторов» не обмануть, не «заболтать», они проверяют не то, что им показывают, а то, что действительно критично для производства.

5

Результативность

Основными показателями результативности осуществления ГМН являются:

а) % предприятий, на которых обнаружены нарушения метрологических правил и норм;

б) количество обнаруженных нарушений;

в) сумма предъявленных штрафов.

При этом считается, что чем выше данные показатели, тем эффективнее ГМН, что абсолютно противоречит логике. Если принять, что цель ГМН - защита всего и вся от недостоверных результатов измерений, а сам ГМН является выборочной проверкой (см. п. 1 табл.) становится ясно, что чем хуже дела в выборке, тем ещё хуже во всей генеральной совокупности.

Целевая функция - защита и показатели эффективности противоречат друг другу. Никакие штрафы не заменят, например, безопасности, ради которой и осуществляется ГМН

Цель внутреннего метрологического надзора - как можно скорее устранить обнаруженное нарушение, своими силами или силами владельца СИ, процесса. По большому счету и «инспектор» и «инспектируемый» одинаково заинтересованы, чтобы все было в порядке, т.к. они, образно говоря, «плывут в одной лодке».

Их показатель эффективности - это отсутствие нарушений. Если всё везде в порядке, значит внутренний надзор работает хорошо.

Итак, какой же основной вывод?

МН МС не заменяет и не отменяет ГМН, но без него ГМН абсолютно не эффективен. Констатировать «беспорядок» не означает осуществлять «защиту» от чего-либо. Констатировать «порядок» - подтверждать, что «защита» обеспечена.

Подчеркнем, что МН МС может осуществляться не только как одна из функций МС юридического лица, но и предлагаться как услуга другому юридическому лицу.

Такие ситуации могут возникнуть в следующих случаях, например:

а) Изготовитель каких-либо неординарных средств измерений, выпуская их в обращение, предлагает Заказчику заключить договор на осуществление метрологического надзора за их состоянием и применением, включая устранение обнаруженных нарушений путем дополнительного обучения персонала, ремонта и внеочередной калибровки СИ, замены неисправного СИ на исправное из обменного фонда, установления оптимального межкалибровочного интервала, исходя из условий эксплуатации и т.д. и т.п.;

б) Руководство какого-нибудь холдинга поручает одной из организаций, компетентных в осуществлении МН, проведение МН на всех предприятиях холдинга с целью установления единых требований к метрологическому обеспечению на предприятиях холдинга и создания условий для централизованного руководства;

в) Руководство предприятия не считает экономически оправданным создание на предприятии самостоятельной МС и заключает договор на проведение метрологических работ с организацией, компетентности которой оно доверяет. Если такой договор не включает в себя проведение МН, то есть систематического контроля за состоянием и применением СИ, методиками выполнения измерений, соблюдением метрологических правил и норм, то никакой уверенности в соблюдении всех необходимых требований на предприятии у руководства не будет.

Возможны и другие случаи, когда метрологический надзор по своей сути может носить характер «метрологического аудита» или «метрологического страхования».

Теперь, если у нас не осталось сомнений в необходимости осуществления МН МС, попробуем ответить на вопрос, зачем нужна аккредитация на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора, какую пользу она может принести предприятию?

Во-первых, любая аккредитация - это официальное признание полномочным или авторитетным органом компетентности организации выполнять работы в определенной (заявленной) области. В нашем случае в качестве полномочного и авторитетного органа выступает Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы, одной из функций которого является разработка основополагающих нормативных документов по организации деятельности метрологических служб, и имеющий Сертификат органа по аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора метрологическими службами юридических лиц, выданный Госстандартом России 05.09.1998 г.

Таким образом данная аккредитация - это официальное подтверждение третьей, независимой, авторитетной стороной компетентности аккредитованной метрологической службы в осуществлении метрологического надзора. Это подтверждение может оказаться необходимым и сыграть решающую роль при заключении с Заказчиком договоров на поставку продукции, а также при предложении МН в качестве услуги.

Такая аккредитация повышает статус МС, как в рамках предприятия, так и в рамках объединения или холдинга. Это нужно метрологам, это нужно и руководителям предприятий, т.к. это ещё одно преимущество, повышающее конкурентоспособность предприятия.

Итак, всё это об аккредитации как о признании компетентности.

Но есть и вторая, не менее важная сторона аккредитации. Аккредитация - это помощь аккредитующего органа в правильной организации этой деятельности. Для того, чтобы метрологический надзор выполнял задачи, которые он перед собой ставит, он должен быть правильно организован, порядок осуществления метрологического надзора должен быть строго задокументирован, а персонал должен пройти специальную подготовку. Во всех этих действиях метрологическая служба может рассчитывать на помощь и аккредитующего органа и уполномоченной экспертной организации.

В сборник «Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Система аккредитации» вошли следующие документы:

а) МИ 2304-08 «ГСИ. Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Основные положения», представляющие собой пересмотренную в соответствии с новым Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» МИ 2304-98;

б) МИ 2492-08 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора» (пересмотр МИ 2492-98), в которой впервые вводится понятие Система аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора - СМН. В данном документе подробно изложены порядок и условия проведения работ по аккредитации, функции аккредитующего органа и уполномоченных экспертных организаций.

в) ПР СМН 001-08 «Положение о системе аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора метрологическими службами юридических лиц», устанавливающие организационную структуру СМН, функции, правила и обязанности её членов.

г) Р СМН 001-08 «Требования к компетентности специалистов, выполняющих работы по аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора», содержание которого отражено в названии документа.

В настоящее время на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора аккредитовано более 50 организаций, причем ни одна из них не намерена прерывать действие аттестата аккредитации.

Федеральное государственное унитарное предприятие
«Всероссийский научно-исследовательский институт
метрологической службы»
(ФГУП «ВНИИМС»)

ПРАВИЛА СМН

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ НА
ТЕХНИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

ПР СМН 001-08

Москва
2008

РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ФГУП «ВНИИМС»)

ВНЕСЕНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ФГУП «ВНИИМС»)

УТВЕРЖДЕНЫ Научно-методическим центром СМН 02.06.2008 г.

ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 02.06.2008 г.

ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

Правила СМН

Положение о системе аккредитации на техническую
компетентность в осуществлении метрологического надзора
метрологическими службами юридических лиц

ПР СМН 001-08

Дата введения 02.06.2008 г.

Настоящий документ устанавливает основные положения по организации, структуре, функциям Системы аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора, права и обязанности входящих в нее юридических лиц независимо от форм собственности.

Настоящий документ распространяется на метрологические службы юридических лиц (далее метрологические службы), аккредитованные в Системе аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора, на ее аккредитующий орган и на другие органы и организации, входящие в Систему.

Настоящий документ учитывает основные положения следующих документов:

международный документ МД 9 МОЗМ «Принципы метрологического надзора»,

ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм»,

ПР 50.2.003-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций»,

ПР 50.2.004-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже»,

МИ 2304-08 «ГСИ. Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Общие положения»,

ПР 50-732-93 «ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц».

МИ 2492-08 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора».

1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем документе применяют следующие термины и определения.

1.1. Метрологическая служба - структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и (или) его территориального органа, юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, организующие и (или) выполняющие работы по обеспечению единства измерений и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений;

1.2. Метрологический надзор - контрольная деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица, заключающаяся в систематической проверке соблюдения метрологических требований как в сферах, так и вне сфер государственного регулирования, а также в принятии мер по устранению нарушений, выявленных во время надзорных действий.

1.3. Система аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора метрологическими службами юридических лиц (далее - СМН) - совокупность субъектов деятельности и метрологических работ, направленных на обеспечение единства измерений как в сферах, так и вне сфер распространения государственного регулирования, путем осуществления внутреннего метрологического надзора в соответствии с требованиями и правилами, устанавливаемыми СМН.

1.4. Аккредитующий орган СМН - зарегистрированный в СМН орган, осуществляющий аккредитацию метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора в соответствии с установленным порядком.

1.5. Уполномоченные экспертные организации СМН - государственные региональные центры метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, имеющие подготовленных экспертов-метрологов по аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Основной целью СМН является официальное признание технической компетентности метрологических служб юридических лиц в осуществлении метрологического надзора на основе оценки их соответствия установленным требованиям.

2.2. Основными задачами СМН являются:

- создание гарантий обеспечения единства измерений, как в сферах распространения государственного регулирования, так и вне этих сфер;

- установление единых требований по оценке технической компетентности метрологических служб юридических лиц в осуществлении метрологического надзора;

- проверка и оценка соответствия метрологических служб юридических лиц установленным в СМН требованиям, предъявляемым к осуществлению метрологического надзора;

- установление эффективной взаимосвязи метрологических служб юридических лиц с государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии в целях создания гарантий выполнения требований Федерального закона «Об обеспечении единства измерений».

2.3. Предмет деятельности СМН.

Основным предметом деятельности СМН являются:

- установление основных принципов и правил СМН, организационное, методическое и информационное обеспечение деятельности СМН;

- регистрация уполномоченных экспертных организаций (УЭО) СМН;

- подготовка к аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора;

- аккредитация метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора;

- осуществление метрологического надзора метрологическими службами юридических лиц;

- инспекционный контроль за соблюдением аккредитованными метрологическими службами требований, предъявляемых к осуществлению метрологического надзора.

3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

3.1. Государственные научные метрологические институты и государственные региональные центры метрологии, метрологические службы юридических лиц, аккредитованные на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора, в совокупности образуют Систему аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора метрологическими службами юридических лиц, выполняющую свои функции и следующую правилам, устанавливаемым нормативными документами данной системы.

3.2. В организационную структуру СМН (приложение А) входят:

Научно-методический центр СМН - аккредитующий орган СМН, уполномоченные экспертные организации, метрологические службы юридических лиц, аккредитованные в СМН.

3.2.1. Научно-методическим центром - аккредитующим органом СМН является Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»).

3.2.2. Уполномоченными экспертными организациями являются государственные региональные центры метрологии, имеющие в своем составе экспертов-метрологов с соответствующей специализацией и зарегистрированные в СМН в качестве уполномоченных экспертных организаций.

3.2.3. Метрологические службы юридических лиц, аккредитованные на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора в СМН в соответствии с установленными в СМН требованиями на основании заключаемых договоров с аккредитующим органом.

4. ФУНКЦИИ

4.1. Научно-методический центр СМН - аккредитующий орган СМН, координирующий деятельность субъектов СМН, осуществляет следующие функции:

- разрабатывает основные принципы, правила и нормативные документы СМН;

- принимает решения о регистрации уполномоченных экспертных организаций СМН;

- осуществляет контроль за деятельностью уполномоченных экспертных организаций СМН;

- обеспечивает эффективное взаимодействие государственного метрологического надзора и СМН;

- проводит экспертизу материалов по подготовке к аккредитации, представляемых уполномоченными экспертными организациями СМН;

- осуществляет оформление аттестатов аккредитации, регистрацию и ведение Реестра СМН;

- участвует в проведении проверок выполнения требований, предъявляемых к метрологическим службам юридических лиц, подготовленных к аккредитации уполномоченными экспертными организациями СМН;

- осуществляет консультационную деятельность по вопросам проведения метрологического надзора;

- проводит подготовку экспертов уполномоченных экспертных организаций СМН;

- проводит мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров в области осуществления метрологического надзора;

- разрабатывает предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию СМН;

- осуществляет аккредитацию метрологических служб на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора, подготовленных аккредитующим органом или уполномоченной экспертной организацией СМН;

- проводит инспекционный контроль за осуществлением метрологического надзора аккредитованными метрологическими службами, подготовленными аккредитующим органом;

- оказывает методическую помощь метрологическим службам в организации их деятельности по осуществлению метрологического надзора.

4.2. К основным функциям уполномоченных экспертных организаций относятся:

- подготовка к аккредитации метрологических служб юридических лиц, заинтересованных в аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора, включая: оценку состояния осуществления метрологического надзора на предприятии (корпорации, холдинге); оказание консультационной помощи по организации и совершенствованию деятельности метрологической службы в части осуществления внутреннего метрологического надзора; оказание консультационной помощи в разработке стандарта предприятия (фирмы), регламентирующего порядок осуществления метрологического надзора на предприятии; подготовка персонала предприятия, на который будет возложена функция осуществления метрологического надзора;

- представление материалов по аккредитации подготовленной метрологической службы в аккредитующий орган СМН;

- проведение инспекционного контроля за деятельностью подготовленных метрологических служб в части осуществления ими внутреннего метрологического надзора;

- ведение реестра подготовленных к аккредитации метрологических служб юридических лиц.

4.3. К основным функциям аккредитованных метрологических служб относятся:

- осуществление метрологического надзора за организацией и выполнением работ по обеспечению единства измерений на предприятии, как в сферах, так и вне сфер государственного регулирования;

- выдача обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений;

- проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку;

- разработка нормативного документа в ранге стандарта предприятия или стандарта фирмы, регламентирующего организацию и порядок осуществления метрологического надзора на данном предприятии или фирме;

- подготовка и переподготовка кадров, осуществляющих метрологический надзор;

- соблюдение правил, устанавливаемых настоящим документом и другими документами СМН.

5. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА

5.1. Научно-методический центр - аккредитующий орган СМН.

5.1.1. Научно-методический центр - аккредитующий орган СМН обязан:

- соблюдать требования настоящего документа и других документов СМН;

- разрабатывать документы, регламентирующие осуществление метрологического надзора в рамках СМН;

- принимать решения о регистрации уполномоченных экспертных организаций СМН;

- аккредитовывать метрологические службы юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора в соответствии с порядком, установленным МИ 2492-08 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора»;

- своевременно информировать субъектов СМН об изменениях в организации и деятельности СМН;

- оказывать аккредитованным метрологическим службам юридических лиц необходимую помощь в организации метрологического надзора;

- принимать необходимые меры для развития и совершенствования осуществления метрологического надзора в стране;

- своевременно представлять субъектам СМН необходимую информацию в области осуществления метрологического надзора;

- регулярно проводить анализ осуществления метрологического надзора метрологическими службами юридических лиц, по результатам которого вносить изменения в нормативные документы СМН с целью ее развития и совершенствования;

- сохранять конфиденциальность сведений, составляющих коммерческую тайну предприятий-субъектов СМН;

- иметь организационную структуру, подготовленных экспертов, необходимую методическую базу для проведения аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора;

- в полной мере соблюдать условия договоров об аккредитации метрологических служб юридических лиц;

- своевременно осуществлять инспекционный контроль за соблюдением аккредитованными метрологическими службами, подготовленными к аккредитации аккредитующим органом СМН, требований, предъявляемых к осуществлению метрологического надзора.

5.1.2. Научно-методический центр - аккредитующий орган СМН имеет право:

- утверждать нормативные документы, регламентирующие деятельность субъектов СМН;

- осуществлять контроль за деятельностью уполномоченных экспертных организаций СМН и при отрицательных результатах аннулировать сертификат уполномоченной экспертной организации СМН;

- получать от уполномоченных экспертных организаций СМН информацию о результатах подготовки к аккредитации метрологических служб юридических лиц и проведения инспекционного контроля;

- участвовать в проведении контроля за деятельностью субъектов СМН;

- получать от субъектов СМН всю необходимую информацию для проведения анализа и координации деятельности по осуществлению метрологического надзора в стране;

- посещать аккредитованные им метрологические службы юридических лиц для осуществления инспекционного контроля за деятельностью по осуществлению метрологического надзора с периодичностью, установленной по окончании работ по аккредитации;

- аннулировать или приостанавливать действие Аттестатов аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора при отрицательных результатах инспекционного контроля выполнения требований, предъявляемых к аккредитованным метрологическим службам.

5.2. Уполномоченная экспертная организация СМН.

5.2.1. Уполномоченная экспертная организация СМН обязана:

- соблюдать требования настоящего документа и других документов СМН;

- иметь в своем составе экспертов-метрологов со специализацией «метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц»;

- проводить работы по подготовке к аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора на основании заключаемых договоров;

- представлять аккредитующему органу материалы по подготовке к аккредитации метрологических служб юридических лиц в СМН;

- осуществлять инспекционный контроль за деятельностью метрологических служб, подготовленных данной уполномоченной экспертной организацией и аккредитованных в СМН, и представлять информацию о результатах инспекционного контроля в аккредитующий орган СМН.

5.2.2. Уполномоченная экспертная организация СМН имеет право:

- посещать подготавливаемые данной уполномоченной экспертной организацией метрологические службы юридических лиц для ознакомления с организацией и порядком осуществления метрологического надзора на предприятии и соответствия требованиям, установленным в СМН и во внутренних документах предприятия, а также для осуществления инспекционного контроля за деятельностью аккредитованных в СМН и подготовленных данной уполномоченной экспертной организацией метрологических служб юридических лиц;

- осуществлять экспертизу и корректировку нормативного документа предприятия, регламентирующего организацию и порядок осуществления метрологического надзора на предприятии;

- давать предложения аккредитующему органу о приостановлении действия или аннулировании аттестата аккредитации в СМН в случае, если в процессе инспекционного контроля или государственного метрологического надзора на предприятии обнаружены существенные нарушения метрологических правил и норм.

5.3. Аккредитованные метрологические службы

5.3.1. Метрологическая служба обязана:

- соблюдать требования настоящего документа и других документов СМН;

- соответствовать требованиям, предъявляемым к метрологическим службам, аккредитованным на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора;

- обеспечивать полноту, правильность и компетентность в осуществлении метрологического надзора на предприятии в соответствии с требованиями, предъявляемыми к состоянию и применению средств измерений, испытаний, контроля, эталонов единиц величин и аттестованным методикам выполнения измерений, соблюдению метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

- вести учет и анализ всех выявленных нарушений метрологических правил и норм, приводящих к снижению качества выпускаемой продукции или к нарушениям в областях, входящих в сферу распространения государственного регулирования;

- не использовать права аккредитованной метрологической службы по истечении срока действия аттестата аккредитации;

- своевременно оплачивать расходы, связанные с проведением инспекционного контроля;

- обеспечивать уполномоченным представителям аккредитующего органа или уполномоченной экспертной организации доступ в соответствующие помещения для проверки соответствия требованиям аккредитации в рамках инспекционного контроля;

- предоставлять уполномоченным представителям аккредитующего органа или уполномоченной экспертной организации возможность ознакомления с документами, свидетельствующими о содержании и результатах проведения метрологического надзора на предприятии;

- уведомлять в течение месяца аккредитующий орган об изменениях в статусе, структуре, кадровом составе метрологической службы или самого юридического лица, которые могут повлиять на осуществление метрологического надзора и на соблюдение требований, предъявляемых к аккредитованным метрологическим службам;

- обеспечивать взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный метрологический надзор на данном предприятии.

5.3.2. Метрологическая служба имеет право:

- осуществлять метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, испытаний, контроля, эталонами единиц величин, методиками выполнения измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений, в том числе и, на основании заключаемых договоров, на сторонних предприятиях;

- выдавать обязательные предписания, направленные на предотвращение или устранение нарушений метрологических правил и норм от имени аккредитующего органа СМН;

- проверять своевременность представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку;

- пользоваться услугами аккредитующего органа и уполномоченной экспертной организации в соответствии с заключенными договорами;

- указывать в рекламных и различных документах, что метрологическая служба аккредитована аккредитующим органом СМН;

- беспрепятственно посещать все подразделения предприятия, эксплуатирующие или хранящие средства измерений, применяющие методики выполнения измерений, осуществляющие процессы или процедуры, подлежащие регулированию метрологическими правилами и нормами, в соответствии с режимом, установленном на предприятии;

- получать от должностных лиц предприятия необходимую информацию о наличии, состоянии и условиях эксплуатации средств измерений, испытаний, контроля, применении методик выполнения измерений, соблюдении метрологических правил и норм;

- аннулировать сертификаты о калибровке средств измерений, гасить оттиски калибровочного клейма в случае обнаружения несоответствия действительных значений метрологических характеристик нормированным или обнаружения неисправностей средств измерений, делающих их эксплуатацию невозможной, а также в других случаях, предусмотренных нормативной документацией;

- реализовывать все другие права и обязанности, установленные в нормативном документе, регламентирующем организацию и порядок осуществления метрологического надзора на данном предприятии, и предоставленные руководством предприятия.

6. ФИНАНСИРОВАНИЕ

6.1. Субъекты СМН осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим документом на принципах самоокупаемости.

6.2. Работы и услуги, оказываемые субъектами СМН: осуществление метрологического надзора; информационное и методическое обслуживание; регистрация уполномоченных экспертных организаций СМН; подготовка к аккредитации и аккредитация метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора; внесение субъектов СМН в Реестр СМН и другие услуги оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с условиями заключаемых договоров.

Приложение А

СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

СОДЕРЖАНИЕ

1. Определения. 3

2. Общие положения. 3

3. Организационная структура. 4

4. Функции. 4

5. Обязанности и права. 4

6. Финансирование. 6

Приложение а. Система аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора. 6