Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167
"О плате за негативное воздействие на окружающую среду"

В соответствии с пунктом 3 указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", Постановлений Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 и от 29.12.2007 № 995 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) по вопросу взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О и Федеральному закону от 4 мая 1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" плата является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, а также плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:

- юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

- индивидуальные предприниматели;

- иностранные физические лица.

Обособленное подразделение юридического лица (филиал или представительство) самостоятельным плательщиком платы не является и вправе осуществлять уплату платежей от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличии доверенности у руководителя обособленного подразделения со всеми необходимыми полномочиями.

Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.

В случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым негативное воздействие на окружающую среду.

Также следует учитывать, что обязанность по уплате платы не снимается в случае простоя, консервации и иного приостановления деятельности предприятия, в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации (в т.ч. принятые в форме определений согласно ст. 71 1-ФКЗ от 21.07.1994) обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Индивидуальные предприниматели также признаются плательщиками платы в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

При этом нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

В случае противоречия Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, федеральному закону применению подлежит нормативно-правовой акт, имеющий большую юридическую силу, то есть федеральный закон.

Также Росприроднадзор сообщает, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление от 12 июня 2003 г. № 344).

К нормативам платы применяются поправочные коэффициенты:

- коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха);

- коэффициент для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия;

- коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете на соответствующий год;

- коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов.

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха), установлены Постановлением от 12 июня 2003 г. № 344, дифференцированы по экономическим районам Российской Федерации.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2010 году с коэффициентом соответственно 1.79 и 1.46.

Проверка представленных расчетов платы осуществляется сотрудниками территориальных органов после получения их от плательщиков, с тем чтобы обеспечивалась возможность, при наличии оснований, привлечения виновного лица к ответственности (ст. 8.41 КоАП РФ). До издания Минприроды России соответствующих нормативных актов по расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух временно применять приказы Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух" и от 12.09.2007 № 626 "Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух".

При проверке форм расчетов платы и приложений к нему, в случае возникновения сомнений в достоверности указанных в них сведений, территориальным органом Росприроднадзора может быть выставлено требование о представлении дополнительных документов.

По результатам проведенной документальной проверки, при наличии оснований, плательщику должна быть доначислена сумма недоимки по плате и выставлено требование об ее уплате.

Принятие за III квартал текущего года платы за негативное воздействие на окружающую среду и отчетов по ним осуществляет Ростехнадзор.

В соответствии с пп. 3.1, 3.2 п. 3 совместного приказа Росприроднадзора и Ростехнадзора от 29.09.2010 № 975/282 "О взаимодействии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717" территориальным органам Росприроднадзора необходимо в установленные сроки осуществить приемку кассовых доходов и реорганизационной отчетности в части, касающейся передаваемых полномочий администратора доходов.

Приказ Росприроднадзора "Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух" будет представлен в октябре месяце текущего года.

 

Заместитель руководителя

С.А. Моргунов