МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОРОЖНЫЙ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УСТРОЙСТВУ ТОНКОСЛОЙНЫХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА ОСНОВАНИЯХ ИЗ УКРЕПЛЕННЫХ ГРУНТОВ

(для опытно-производственных работ)

МОСКВА 1987

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ТРЕБОВАНИЯ К СЦЕПЛЕНИЮ ПОКРЫТИЯ С ОСНОВАНИЕМ

3. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ

4. ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

5. ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ I ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЙ С ОСНОВАНИЕМ ИЗ УКРЕПЛЕННОГО ГРУНТА НА ДОРОГЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ II ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЯ С ОСНОВАНИЕМ ИЗ УКРЕПЛЕННОГО ГРУНТА В ЛАБОРАТОРИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ III Расчет фактического экономического эффекта от применения конструкции с цементогрунтовым основанием и однослойным асфальтобетонным покрытием 

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в СССР, как и в большинстве стран мира, при строительстве и ремонте автомобильных дорог невысоких категорий, составляющих, как правило, подавляющую часть дорожной сети, испытывают большие затруднения при сооружении традиционных дорожных одежд в связи с острым дефицитом битума и высокопрочных каменных материалов, поэтому в настоящее время проявляются тенденции к использованию в слоях оснований и нижних слоях покрытий местных малопрочных каменных материалов, отходов промышленности и грунтов, укрепленных различными вяжущими, в основном минерального происхождения. В качестве покрытий на местных дорогах стараются использовать тонкие слои из различных органоминеральных смесей. Технико-экономические расчеты, проведенные с учетом фактических производственных затрат, показывают, что применение таких конструкций является одной из наиболее эффективных возможностей снижения стоимости дорожного строительства, поскольку реальная экономия при строительстве одного километра дороги составляет от 6 до 20 тыс. руб. Опыт эксплуатации дорожных одежд с тонкослойными покрытиями и защитными слоями на основаниях из укрепленных минеральными вяжущими грунтов и местных каменных материалов показывает, что основными недостатками такой конструкции являются низкая трещиностойкость и недостаточная сдвигоустойчивость в плоскости раздела покрытия и основания.

В настоящих Рекомендациях освещены вопросы, связанные с повышением устойчивости тонкослойного асфальтобетонного покрытия на основании из укрепленного грунта и долговечности всей дорожной одежды.

Рекомендации составили: канд. техн. наук В.М. Ольховиков (ГипродорНИИ) - разделы I, II, п.п. 3.1 - 3.3; 3.14 - 3.16, IV, V, прилож. 1, 2, 3; кандидаты технических наук В.Н. Финашин, Н.В. Быстров, Л.А. Феднер и инж. А.А. Тихомиров (КАДИ) - разделы I, п.п. 3.4 - 3.13. IV, прилож. 2.

В организации и проведении опытных работ приняли участие: В.С. Шамраев и В.В. Сайкина (Тамбовавтодор) А.С. Ильин, Л.И. Павлова, Г.Т. Пузиков (Мосавтодор) и А.Л. Никитин (ДСУ № 2, г. Углич) Рекомендации утверждены зам. Министра А.А. Надежко 25.03.1986 г.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Рекомендации предназначены в качестве руководства для проведения строительных работ по устройству дорожных одежд с основанием из грунта, укрепленного цементом (или цементом совместно с органическими добавками), и тонкослойного асфальтобетонного покрытия на объектах Минавтодора РСФСР на дорогах III и IV технических категорий.

1.2. Расчет дорожной одежды осуществляют по трем критериям в соответствии с действующей Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа. Минимальная толщина слоя укрепленного грунта 10 см, толщину асфальтобетонного покрытия назначают в пределах 4 - 6 см.

1.3. С целью улучшения свойств укрепленного слоя, повышения его трещиностойкости и сцепления с покрытием в цементогрунтовую смесь рекомендуется вводить органическое вяжущее в виде битумной эмульсии, жидкого битума, гудрона, дегтя в количестве 4 - 6 % от массы укрепленного грунта, а также поверхностно-активные добавки и суперпластификаторы.

1.4. Настоящие Рекомендации допускают две технологические схемы производства работ, в соответствии с которыми укладку асфальтобетонного покрытия осуществляют как на несформировавшийся слой укрепленного грунта (сразу же после его уплотнения), так и спустя 3 - 7 дней после его устройства.

1.5. Для продления долговечности дорожной одежды, увеличения межремонтных сроков и улучшения эстетического восприятия дороги в укрепленном слое следует нарезать поперечные швы сжатия.

1.6. В качестве основания под тонкослойные покрытия надлежит использовать:

грунт, укрепленный цементом совместно с органическими вяжущими, первого и второго класса прочности, а также цементогрунт первого класса прочности - во II - V дорожно-климатических зонах; цементогрунт второго класса прочности - в III - V дорожно-климатических зонах; цементогрунт первого и второго класса прочности с искусственно созданной шероховатой поверхностью - в III - V дорожно-климатических зонах.

1.7. Настоящие Рекомендации предусматривают следующие мероприятия, направленные на повышение устойчивости тонкослойных асфальтобетонных покрытий:

повышение сцепления покрытия с основанием путем:

а) увеличения шероховатости цементогрунтового основания за счет втапливания в него щебня;

б) укладки асфальтобетонного покрытия на несформировавшийся цементогрунт;

повышение трещиностойкости цементогрунта путем введения в его состав органических вяжущих и поверхностно-активных веществ, что позволяет уменьшить расход цемента и увеличить деформативность материала.

2. ТРЕБОВАНИЯ К СЦЕПЛЕНИЮ ПОКРЫТИЯ С ОСНОВАНИЕМ

2.1. Сдвигоустойчивость покрытия относительно основания достигается за счет сцепления (взаимозацепления) двух слоев, обуславливаемого наличием подгрунтовки между ними и частичным взаимопрониканием двух материалов, и сил трения, возникающих в плоскости раздела при торможении или изменении режима движения автомобиля.

2.2. Сдвигоустойчивость в плоскости раздела покрытия из зернистых асфальтобетонных смесей и основания из укрепленного грунта обеспечивается силами трения; при использовании покрытия из песчаных смесей - силами трения и сцепления.

2.3. Сцепление покрытия из песчаных смесей с основанием из укрепленного грунта для различных условий движения автомобилей и температурных условий должно быть не менее величин, указанных в табл. 1. Методы определения сцепления покрытия с основанием на дороге и в лаборатории изложены в приложении.

2.4. Сдвигоустойчивость покрытия из песчаных смесей в плоскости раздела с гладким основанием из цементогрунта можно обеспечить лишь в случае укладки покрытия на несформировавшееся основание.

2.5. Условия, при которых силы сцепления покрытия с сформировавшимся основанием из укрепленного грунта достаточны для обеспечения сдвигоустойчивости в плоскости раздела для различных режимов движения автомобилей при расчетной температуре до +50°С, отражены в табл. 2.

3. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ

3.1. Требования к грунтам и вяжущим материалам изложены в Инструкции СН 25-74. В случае применения мелких одномерных песков, требующих для укрепления большого расхода цемента, в них рекомендуется вводить гранулометрические добавки. В качестве таких добавок можно использовать супесчаные и суглинистые грунты, золу уноса, пыль уноса цементных заводов, фильтр-прессную грязь, тонкодисперсные отходы производства.

3.2. Пригодность грунтов и гранулометрических добавок для укрепления вяжущими материалами устанавливается на основании лабораторных испытаний подобранных составов смесей. При подборе состава смеси желательно обеспечить минимальную её пористость.

3.3. При комплексном методе укрепления грунтов в качестве органических вяжущих можно использовать жидкие битумы (гудроны) с вязкостью 25 - 100 с и битумные пасты (эмульсии) на вязких битумах. Предпочтительнее применять пасты, приготовленные на извести.

3.4. Для втапливания в цементогрунт используют щебень с максимальным размером не более половины толщины устраиваемого слоя асфальтобетонного покрытия.

3.5. Марка по прочности щебня из изверженных горных пород должна быть не менее 800, а из осадочных горных пород - не менее 600.

Допускается применение щебня из гравия с маркой по дробимости не выше Др12.

Марка по морозостойкости применяемого каменного материала должна быть в условиях II и III дорожно-климатических зон не ниже Мрз 25, а в IV - V дорожно-климатических зонах - не ниже Mpз 15.

3.6, В состав цементогрунта могут быть введены следующие виды добавок:

поверхностно-активные гидрофильного типа СДБ, ЛСТМ и др. и гидрофобного типа СНВ и др.;

суперпластификаторы (разжижители цементных систем) С-3, 10-03, 30-03 и др.

Применение указанных добавок, каждой в отдельности или в сочетании друг с другом, например СДБ + СНВ, позволяет снизить расход цемента и в ряде случаев повысить деформативность цементогрунта.

3.7. Дозировки добавок устанавливают экспериментально при подборе составов укрепленного грунта в соответствии с СН 25-74. Они зависят от вида грунта и цемента, а также условий производства работ. Добавки вводят в пересчете на сухое вещество с предварительным определением концентраций растворов добавок»

3.8. Сульфитно-дрожжевая бражка (СДБ) должна отвечать требованиям ОСТ 13-183-83 Минлесбумпрома СССР "Лигносульфонаты технические". Расход СДБ 0,15 - 0,30 % от массы цемента.

3.9. Суперпластификатор 10-03 должен отвечать требованиям ТУ 44-3-505-81 МО СССР. Расход суперпластификатора 10-03 и его разновидностей (40-03 и др.) составляет 0,4 - 1,0 % от массы цемента.

3.10. Разжижитель (суперпластификатор) С-3 должен отвечать требованиям ТУ 6-14-625-80 Минхимпрома СССР. Дозировка суперпластификатора С-3 составляет 0,4 - 1,0 % от массы цемента.

3.11. Смола нейтрализованная воздухововлекающая (CНB) должна отвечать требованиям ТУ 81-05-75-74 Минлесбумпрома СССР. Дозировка СНВ составляет 0,02 - 0,10 % от массы цемента.

3.12. При совместном введении добавок СДБ и СНВ их дозировка должна быть в пределах: СДБ 0,10 - 0,20 % + СНВ 0,01 - 0,03 % от массы цемента. Оптимальное сочетание дозировок указанных добавок определяют в каждом отдельном случае.

3.13. Для укрепления грунтов во II и III дорожно-климатических зонах рекомендуется применять портландцементы, удовлетворяющие требованиям ТУ 21-20-51-83 Минпромстройматериалов СССР. Портландцемент для бетона дорожных и аэродромных покрытий.

3.14. Физико-механические свойства укрепленного грунта должны соответствовать требованиям таблиц 1 - 2 СН 25-74.

3.15. В качестве вяжущих, наносимых на поверхность укрепленного грунта в виде подгрунтовки, используют жидкие битумы (гудроны) с вязкостью не менее 40 с и битумные пасты (эмульсии) с пенетрацией битума не более 90. Содержание воды в битумной пасте перед розливом на основание должно составлять 60 - 63 %.

3.16. Свойства асфальтобетона, используемого для строительства покрытия, должны соответствовать ГOCT 9128-84.

4. ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

4.1. Устройство покрытия на несформировавшемся основании.

4.1.1. Укрепленный грунт готовят, как правило, в стационарной смесительной установке. Для ритмичной работы автотранспорта и смесительной установки последнюю целесообразно оснастить накопительным бункером.

4.1.2. В случае необходимости внесения в укрепленный грунт сыпучих гранулометрических добавок в количестве не более 15 % от массы грунта их можно вводить в смесь через дозатор сыпучих веществ. При использовании добавок несыпучей консистенции или необходимости внесения их в количестве, превышающем 15 % от массы грунта, следует предусмотреть специальный узел подачи гранулометрической добавки, либо заблаговременно на специально отведенной площадке заготавливать оптимальную смесь грунта с добавкой, используя метод смешения на месте.

Поверхностно-активные добавки и суперпластификатор вводят в укрепленный грунт в виде водных растворов,

4.1.3. Допускается применение метода смешения грунта с вяжущим на дороге. Однако все технологические операции, включая укладку и уплотнение асфальтобетонной смеси, должны быть завершены не позднее 5 ч с момента увлажнения цементогрунтовой смеси. При использовании смесей, укрепленных цементом совместно с органическим вяжущим, это время может быть увеличено до 8 ч.

С целью повышения качества перемешивания грунта с цементом рекомендуется вводить максимально допустимое количество поверхностно-активных веществ и суперпластификаторов.

4.1.4. Приготовленная смесь автосамосвалами вывозится на дорогу, укладывается на подготовленное основание с помощью самоходного укладчика или автогрейдера и уплотняется до максимальной плотности с помощью катков на пневматических шинах.

4.1.5. С целью увеличения срока службы дорожной одежды, удлинения межремонтных сроков и улучшения эстетического восприятия дороги в уплотненном слое нарезают поперечные швы сжатия шириной 4 - 12 мм на глубину не менее 0,25 его толщины. Расстояние между швами сжатия назначают в зависимости от толщины слоя с учетом климатических факторов и уточняют расчетом в соответствии с Инструкцией ВСН 197-83 Минтрансстроя СССР (Прилож. 6) Ориентировочно расстояние между швами составляет 6 м для умеренного климата и 5 м - для континентального. Швы устраивают путем вдавливания катком в уплотненный слой металлического сварного уголка с полками длиной 5 - 7 см и 20 - 30 см или нарезают вручную, Сразу же после нарезки шов заполняют герметиком или битумной мастикой. Рекомендации по использованию указанных материалов изложены в п.п. 7.15 - 7.17 ВСН 197-83.

4.1.6. Перед устройством покрытия на поверхность основания наносят подгрунтовку в виде жидкого битума (гудрона) или битумной пасты (эмульсии). Подгрунтовку разливают с помощью автогудронатора или пасторастворовоза ПС-402., Норма нанесения подгрунтовки в виде битумной пасты - 0,3 л/м2, битумной эмульсии - 0,15 л/м2, жидкого битума (гудрона) - 0,4 л/м2.

Время формирования пленки подгрунтовки в случае использования битумной эмульсии или пасты в зависимости от погодных условий составляет 30 - 120 минут.

4.1.7. После формирования пленки подгрунтовки укладывают покрытие из асфальтобетона.

4.1.8. Открывать движение транспорта со скоростью, не превышающей 40 км/час, по построенному участку дороги с тонкослойным асфальтобетонным покрытием, уложенным на несформировавшийся цементогрунт I класса прочности, а также грунт, укрепленный цементом совместно с органическим вяжущим, можно через сутки после завершения строительных работ независимо от модуля упругости грунта земляного полотна.

При использовании в качестве основания цементогрунта II класса прочности открывать движение транспорта можно:

при модуле упругости грунта земляного полотна Егр = 20 - 50 МПа - через 4 сут.;

при модуле упругости грунта земляного полотна Егр = 50 - 60 МПа - через 3 сут.;

при модуле упругости грунта земляного полотна Егр = 80 MПа - через 2 сут.

4.2. Устройство покрытия на сформировавшемся основании.

4.2.1. Последовательность технологических операций по устройству основания из укрепленного грунта, включая устройство швов, осуществляют в соответствии с п.п. 4.1.1. - 4.1.5. настоящих Рекомендаций.

Швы можно нарезать и в затвердевшем укрепленном грунте перед устройством покрытия, используя дисковые нарезчики швов.

4.2.2. При устройстве покрытия из песчаного асфальтобетона сцепление покрытия с основанием может быть повышено путем втапливания в цементогрунт щебня.

4.2.3. Распределение щебня осуществляют непосредственно после завершения уплотнения основания. Щебень на цементогрунтовое основание распределяют автогрейдером или навесным распределителем в один слой в количестве 5 - 10 кг/м2.

4.2.4. Втапливание щебня в цементогрунт производят катками на пневмошинах за 2 - 4 прохода по одному следу.

4.2.5. За уплотненным сдоем необходимо осуществлять уход в течение 5 - 7 суток. В случае устройства покрытия из песчаного асфальтобетона на основании из грунта, укрепленного цементом и органическими вяжущими, уход осуществляют с помощью рулонных паронепроницаемых пленок, например полиэтиленовых или слоем песчаного грунта толщиной не менее 5 см. При устройстве покрытия из зернистого асфальтобетона уход за укрепленным грунтом, помимо вышеперечисленных способов, можно осуществлять путем розлива пленкообразующих материалов.

4.2.6. Перед устройством покрытия поверхность укрепленного грунта очищают от песка и пыли с помощью автогрейдера, поливомоечной машины (компрессора), после чего наносят подгрунтовку в виде битумной пасты (эмульсии) или жидкого битума (гудрона) в количестве, указанном в п. 4.1.6. настоящих Рекомендаций. Условия, регламентирующие применение указанных вяжущих в качестве подгрунтовки, отражены в табл. 2. Подгрунтовку наносят на-укрепленный слой, имеющий влажность верхней зоны не более 6 %.

4.2.7. Асфальтобетонное покрытие устраивают после формирования пленки подгрунтовки.

5. ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

5.1. При проведении строительных работ осуществляют контроль:

гранулометрического состава укрепляемого грунта;

точности дозирования вяжущих и равномерности их распределения по объему грунта;

влажности обрабатываемого грунта и готовой смеси перед уплотнением;

степени уплотнения слоя укрепленного грунта;

соблюдения режима ухода за слоем укрепленного грунта;

вяжущих материалов;

качества укрепленного слоя и укладываемого асфальтобетона;

сцепление покрыли с основанием из укрепленного грунта.

5.2. Точность дозирования вяжущих и равномерность их распределения в массе грунта определяют с помощью метода ускоренного определения прочности при сжатии цементогрунта, изложенного в СН 25-74 (с. 103). В случае комплексного метода укрепления грунта точность дозирования и равномерность распределения вяжущих определяют путем испытания серии контрольных образцов в возрасте 3 - 7 суток.

5.3. Качество укрепленного слоя контролируют путем отбора проб (кернов) перед устройством слоя покрытия (либо в возрасте 28 суток) с последующим определением их физико-механических свойств согласно СН 25-74.

Образцы (керны) отбирают в количестве трех штук (по поперечнику) через каждые 500 м.

ПРИЛОЖЕНИЕ I
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЙ С ОСНОВАНИЕМ ИЗ УКРЕПЛЕННОГО ГРУНТА НА ДОРОГЕ

Сцепление покрытия с основанием можно определить с помощью специальной установки, показанной на рис. 1. Она состоит из опорной площадки 1, основания 2 и гидравлического домкрата /3/, снабженного манометром /4/ и подвижной рейкой /5/, закрепленной болтом на штоке домкрата, который устанавливается на основание в горизонтальном положении и закрепляется на нем с помощью гибкого пояса /6/. Основание ставится на поверхность испытуемого участка дороги, вплотную к нему устанавливается опорная площадка, надежно закрепленная наехавшим на нее колесом автомобиля /7/. Для предотвращения горизонтального смещения домкрата опорная площадка и основание имеют отрезки труб /8/, входящие одна в другую при сборке установки. Затем делается разметка площадки для испытаний. Испытуемый образец /9/ представлен в виде квадрата со стороной 15 см, выжженного паяльной лампой по периметру асбестовой накладки на всю толщину покрытия, потерявший связность материал покрытия удаляется, сверху на образец одевается металлическая квадратная обойма /10/ и подводится шток домкрата с подвижной рейкой на конце, закрепленной в таком положении, чтобы заделанная в неё шарнирная опора совпадала со сферическим гнездом, высверленным в металлической квадратной обойме. Сдвиг осуществляется гидравлическим домкратом. Нагружение ведется ступенями по 245 Н через 1 мин, до момента сдвига образца. Сцепление покрытия с основанием вычисляется по формуле:

где: С - сцепление в Па;

N - критическая нагрузка, при которой произошел сдвиг образца, Н.

Рис. 1. Установка для определения сцепления покрытия с основанием

ПРИЛОЖЕНИЕ II
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЯ С ОСНОВАНИЕМ ИЗ УКРЕПЛЕННОГО ГРУНТА В ЛАБОРАТОРИИ

Сцепление покрытия с основанием из укрепленного грунта определяют на сдвиговом приборе Союздорнии, Лурье-Маслова или BCB-1 при зазоре между сдвигающими обоймами 1 мм. Испытываемые образцы представляют собой два склеенных цилиндра (укрепленный грунт и покрытие) диаметром 7 см и высотой соответственно, 23 и 14 мм для прибора Союздорнии, 15 и 10 мм для прибора Лурье-Маслова.

Технология приготовления образцов при устройстве покрытия на несформировавшемся основании

В металлическую стандартную форму диаметром 70 мм засыпают рассчитанное количество смеси грунта с вяжущим и уплотняют нагрузкой 15 МПа. Извлекают верхний металлический вкладыш из формы и на поверхность уплотненной смеси наносят подгрунтовку. Через один час в форму засыпают асфальтобетонную смесь, имеющую рабочую температуру, и уплотняют нагрузкой 30 МПа. После 3-минутного уплотнения образец осторожно извлекают из формы и хранят до испытания 14 суток в ванне с гидравлическим затвором или в эксикаторе.

Технология приготовления образцов при устройстве покрытия на сформировавшемся основании

В металлическую стандартную форму диаметром 70 мм засыпают рассчитанное количество смеси грунта с вяжущим и уплотняют нагрузкой 15 МПа. Образец осторожно извлекают из формы и хранят 14 суток в ванне с гидравлическим затвором или в эксикаторе. На поверхность затвердевшего образца наносят подгрунтовку и после её формирования образец вставляют в металлическую форму, засыпают сверху асфальтобетонную смесь и уплотняют нагрузкой 2 МПа. После уплотнения образец извлекают из формы и оставляют 24 часа на воздухе до испытания.

Образцы испытывают без вертикальной нагрузки при положительной температуре, кратной одной из температур, указанных в табл. 1 настоящих Рекомендаций. Перед испытанием образцы выдерживают в течение 3 ч при соответствующей температуре в термошкафу. Для обеспечения постоянства температуры образцов при испытании сдвигающее устройство с заключенным в него образцом закрывается специальным кожухом с двойными стенками. С помощью резиновых шлангов кожух присоединяют к терморегулятору, который осуществляет циркуляцию горячей воды, автоматически поддерживая заданную температуру.

Загружение сдвигающей системы прибора ведут ступенями равными 5 Н с интервалом 30 с до момента сдвига покрытия относительно основания. Деформации при сдвиге замеряют индикатором часового типа с ценой деления шкалы 0,01 мм.

Сцепление С вычисляют по формуле:

где: Р - сдвигающая горизонтальная нагрузка, Н;

Г - площадь образца, см2.

ПРИЛОЖЕНИЕ III
Расчет фактического экономического эффекта от применения конструкции с цементогрунтовым основанием и однослойным асфальтобетонным покрытием

1. Работа выполнялась Уваровским ДРСУ Тамбовавтодора на автомобильной дороге "Уварово - с/з Обловский". Слой основания толщиной 20 см выполнен из цементогрунта. Строительство дорожной одежды осуществляли в соответствии с разработанными Гипродорнии "Рекомендациями по устройству однослойных асфальтобетонных покрытий на основаниях из укрепленных грунтов (для опытно-производственных работ на объектах Тамбовавтодора).

2. Базовая (заменяемая) техника.

Двухслойное основание из привозного шлакового щебня толщиной 28 см.

3. Исходные данные

Показатель

Измеритель

Показатель

Основание

Новая техника

Базовая техника

Год строительства (расчетный год)

 

1984

 

Проект утвержден Тамбовавтодором, "Рекомендации…."

Объем работ, выполненный в расчетном году

км/тыс. м

6/42

 

Акт приемки

Показатели сопоставления конструктивных слоев:

 

 

 

 

модуль упругости

МПа

500

350

Проектная документация

срок службы

год

15

15

4. Расчет фактических затрат на основные материалы для устройства 1000 м2 основания

Материал

Ед. изм.

Новая техника

Базовая техника

Основание

Количество

Стоимость ед. изм., руб.

Сумма, руб.

Количество

Стоимость ед. изм., руб.

Сумма, руб.

Щебень 10-40 мм из шлака

м3

 

 

 

308

13,13

4044,0

Проектно-сметная документация. Утвержденные составы смесей

Песок

т

310

5,94

1841,4

 

 

 

Цемент

т

25

23,1

577,5

 

 

 

Фильтпрессная грязь

т

45

2,17

97,6

 

 

 

Вода

т

40

0,1

4,0

 

 

 

Песок для ухода за цементогрунтом

т

45

5,94

267,3

 

 

 

 

 

Итого

 

2787,8

 

 

4044,0

 

5. Расчет фактических расходов по эксплуатации машин и механизмов на устройство 1000 м основания

Машины и механизмы, используемые на работах

Фактическая стоимость машино-смены, руб.

Базовая техника

Новая техника

Основание

Затраты времени на 1000 м2 основания, маш-см

Стоимость машинного времени, руб.

Затраты времени на 1000 м2 основания, маш-см

Стоимость машинного времени, руб.

Автогрейдер Д-598 Б

23,4

0,8

18,7

0,6

14,0

По гр. 2 -данные бух. учета.

По гр. 3 и 5 данные технологических карт на производство работ

Пневмокаток Д-627

31,3

0,9

28,2

0,6

18,9

Поливомоечная машина ПМ-130

35,0

0,2

7,0

0,2

7,0

Автомобили-самосвалы (12 шт.)

15,6

0,7

131,0

 

 

Автомобили-самосвалы (8 шт.)

15,6

 

 

0;7

87,4

Смесительная установка ДС-50

61,0

 

 

0,3

18,3

Итого

:

 

184,9

 

145,6

 

6. Расчет фактической себестоимости работ по устройству 1000 м2 основания

Статья затрат

Показатели

Основание

Новая техника

Базовая техника

Трудовые затраты рабочих

14

15

Технологические карты на производство работ

Основная зарплата рабочих, руб.

 

 

 

в том числе при машинах, руб.

62,4

67,6

"______________"

Основные материалы, руб.

2707,8

4044,0

Раздел 4 наст. отчета

Расходы по эксплуатации машин и механизмов, руб.

145,6

184,9

Раздел 5 наст. отчета

Итого прямых затрат

2995,8

4296,5

 

Накладные расходы

 

 

 

условно-постоянные (8,6 % от прямых затрат), руб.

257,6

369,5

 

зависящие от трудоемкости работ (1,9 руб. на 1 чел.-день), руб.

26,6

28,5

 

зависящие от основной зарплаты, руб.

9,4

10,1

 

Всего затрат, руб.

3289,4

4704,6

 

7. Капитальные вложения в основные фонды, использованные в процессе производства в расчете на 1000 м

Основные фонды, использованные в производстве

Балансовая стоимость основных фондов

Фактич. время использования основных фондов в течение года, № машино-смены

Фактич. время использования основных фондов на 1000 м2 основания (п), машино-смены

Стоимость основных фондов на 1000 м2 основания (), руб.

Основание

Новая техника

Базовая техника

Новая техника

Базовая техника

1

2

3

4

5

6

7

8

Автогрейдер Д-590 Б

6540

120

0,6

0,8

32,7

43,6

По гр. 2 и 3 данные бухг. учета.

Пневмокаток Д-627

17930

120

0,6

0,9

09,6

134,5

По гр. 4 и 5 данные технологических карт на производство работ

Поливомоечная машина М-130

4195

120

0,2

0,2

7,0

7,0

Автомобили-самосвалы (12 шт.)

3410×12 = 40920

140

-

0,7

-

204,6

Автомобили-самосвалы (8 шт.)

3410×8 = 2721

140

0,7

 

136,4

 

Смесительная установка ДС-50

19150

120

0,3

 

47,9

 

 

Итого:

 

 

 

313,6

389,7

 

8. Приведенные затраты на 1000 м2 основания (в руб.)

а) по новой технике: ЗН = СН + ЕН·КН = 3289,4 + 0,15·313,6 = 3336,4;

б) по базовой технике: Зб = 4704,6 + 0,15·389,7 = 4763,1

9. Фактический экономический эффект в результате устройства дорожной одежды с цементогрунтовым основанием и однослойным асфальтобетонным покрытием составит 1426,7 руб. на 1000 м2.

Фактический экономический эффект при строительстве 6 км дороги составил 1426,7·7·6 = 59921 руб.