МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЮЗДОРНИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УКЛАДКЕ И УПЛОТНЕНИЮ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ
РАЗЛИЧНОГО ТИПА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ
АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКОВ И КАТКОВ

Утверждены директором Союздорнии
канд. техн. наук Э.М. Добровым

Одобрены
Главным техническим управлением
Минтрансстроя
(решение ГТУ № 379-4Д от 10.05.83)

 

Москва 1984

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

1. Общие положения

2. Устройство верхнего слоя основания дорожной одежды и нижнего слоя покрытия из крупнозернистых асфальтобетонных смесей

3. Устройство верхнего слоя асфальтобетонных покрытий из плотных смесей

4. Контроль качества работ

5. Техника безопасности 

Даны рекомендации по режимам работы высокопроизводительных широкозахватных асфальтоукладчиков, обеспечивающих максимальное уплотнение конструктивных слоев из асфальтобетонных смесей различного типа гранулометрии. В зависимости от степени уплотнения слоя рабочими органами асфальтоукладчика приведена технология уплотнения слоев катками, даны рекомендации по составу отрядов катков и режимам их работы.

Асфальтобетонные смеси различного типа гранулометрии рекомендуется приготавливать на асфальтобетонных заводах общей производительностью не менее 200 т/ч, транспортировать только большегрузными автомобилями-самосвалами.

Внедрение технологии строительства покрытий широкозахватными высокопроизводительными асфальтоукладчиками и катками позволяет повысить темпы строительства, снизить трудозатраты и одновременно повысить качество работ.

Табл. 2.

Предисловие

В последние годы в практике дорожного строительства наметилась четкая тенденция к устройству асфальтобетонных покрытий высокими темпами с перенесением основного удельного веса уплотнения смесей на рабочие органы асфальтоукладчика - трамбующий брус и виброплиту.

Повышение степени предварительного уплотнения смеси и увеличение ширины укладки асфальтоукладчиком приводят к уменьшению или ликвидации продольных швов, что позволяет значительно повысить продольную и поперечную ровность покрытия.

В настоящих "Методических рекомендациях по укладке и уплотнению асфальтобетонных смесей различного типа при использовании высокопроизводительных асфальтоукладчиков и катков" изложены особенности технологии укладки и уплотнения асфальтобетонных смесей различного типа гранулометрии широкозахватными высокопроизводительными асфальтоукладчиками и катками, даны рекомендации по выбору соответствующего отряда машин при устройстве конструктивных слоев из асфальтобетона и методика определения степени предварительного уплотнения смесей рабочими органами асфальтоукладчика.

"Методические рекомендации" составлены на основе научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, выполненных Союздорнии в 1979 - 1982 гг.

"Методические рекомендации" разработали кандидаты технических наук Б.С. Барышев, Б.М. Слепая, М.А. Либерман, инженеры Л.М. Кириллова, Э.Б. Островский.

1. Общие положения

1.1. Технология строительства асфальтобетонных покрытий широкозахватными высокопроизводительными асфальтоукладчиками с активными уплотняющими рабочими органами является наиболее прогрессивной и позволяет одновременно со снижением трудозатрат улучшить основные транспортно-эксплуатационные параметры асфальтобетонного покрытия (ровность, однородность, прочность покрытия).

1.2. Работы, связанные с приготовлением, транспортированием и укладкой асфальтобетонных смесей в покрытие и основание дорожной одежды, следует проводить в соответствии со СНиП III-40-79 и "Руководством по строительству асфальтобетонных покрытий" (М., Транспорт, 1978), с учетом особенностей скоростного строительства покрытий.

1.3. Для обеспечения эффективной работы асфальтоукладчиков производительность асфальтобетонного завода должна соответствовать сменному темпу укладки и составлять не менее 200 т/ч; целесообразно применять асфальтосмесители с накопительными бункерами, объемом не менее часовой производительности выпуска продукции АБЗ.

1.4. Транспортирование смесей с АБЗ к асфальтоукладчику следует осуществлять большегрузными автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 7 - 12 т (МАЗ-503А, КамАЗ-5510, КрАЗ-256Б).

1.5. При высоких темпах устройства асфальтобетонных покрытий и верхнего слоя основания дорожной одежды, если позволяют технические возможности асфальтоукладчика, смеси следует укладывать на всю ширину полосы (II и III категории автомобильных дорог). При укладке смеси сопряженными полосами двумя укладчиками технологический разрыв между ними должен составлять 30 м.

1.6. Отряды катков следует комплектовать в зависимости от типа гранулометрии укладываемой асфальтобетонной смеси, степени уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика и с учетом имеющегося состава парка катков.

1.7. На завершающей стадии уплотнения конструктивных слоев покрытия, уложенных из асфальтобетонных смесей всех типов гранулометрии, следует применять трехосный гладковальцовый каток массой 11 - 18 т (ДУ-48А, ДУ-48Б).

2. Устройство верхнего слоя основания дорожной одежды и нижнего слоя покрытия из крупнозернистых асфальтобетонных смесей

2.1. При устройстве верхнего слоя основания дорожной одежды и нижнего слоя покрытия из крупнозернистых асфальтобетонных смесей скорость перемещения асфальтоукладчика должна составлять 2 - 3 м/мин; уплотняющие рабочие органы асфальтоукладчика должны иметь следующие режимы работ: частоту вращения валов трамбующего бруса 1000 - 1500 об/мин. и вибраторов виброплиты - 2500-3000 об/мин.

2.2. Состав отряда катков следует подбирать исходя из существующего на данном объекте парка машин, руководствуясь табл. 1 настоящих "Методических рекомендаций".

2.3. Для производства работ в условиях пониженных температур воздуха целесообразно укладывать смеси при скорости перемещения асфальтоукладчика 1 м/мин. При этом можно достичь уплотнения слоя до значения 0,98, что позволит исключить процесс уплотнения катками.

Таблица 1

Коэффициент уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика

Тип катка

Режим работы катка

Скорость км/ч

Число проходов по одному следу

0,97-0,95

Самоходный на пневматических шинах массой 18 т (ДУ-31А)

10

2-3

и гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

5

2-4

Гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

5

4-6

0,95-0,98

Самоходный на пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А5)

10

3-4

и гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

5

3-4

Гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

5

8-10

0,93.-0,9

Самоходный на пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

10

4-6

и гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

5

4-6

Гладковальцовый массой 9-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А, ДУ48Б)

4-5

4-6

и гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

5

4-6

Гладковальцовый. трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)

5

10-12

2.4. При укатке смеси рабочими органами асфальтоукладчика до коэффициента уплотнения 0,9 и более в состав отряда вводятся катки двух типоразмеров: средний гладковальцовый массой 9 - 13 и (или самоходный на пневматических шинах) и гладковальцовый тяжелый массой 11 - 18 т (марки ДУ-49А).

Допускается уплотнять смеси одним тяжелым гладковальцовым катком при увеличенном числе проходов в соответствии с требованиями табл. 1.

3. Устройство верхнего слоя асфальтобетонных покрытий из плотных смесей

3.1. Для устройства верхнего слоя дорожных покрытий применяют асфальтобетонные смеси всех типов, предусмотренных ГОСТ 9128-84.

3.2. Смеси всех типов, установленных ГОСТ 9128-84, укладывают при следующем режиме работы рабочих органов асфальтоукладчика: частота вращения вала трамбующего бруса 1000 - 1400 об/мин, вала вибраторов виброплиты - 2500 - 3000 об/мин.

3.3. Смеси типов А и Б с содержанием щебня не менее 40 % следует укладывать при скорости перемещения асфальтоукладчика не более 2 - 3 м/мин; при этом следует соблюдать следующие режимы работы рабочих органов: частота вращения вала, трамбующего бруса 1000 - 1400 об/мин, частота вращения вала вибраторов виброплиты 2500 - 3000 об/мин.

3.4. Асфальтобетонные смеси типов А и Б с содержанием щебня не менее 40 %, уложенные при скорости перемещения асфальтоукладчика 1 м/мин и частоте вращения валов трамбующего бруса и вибраторов виброплиты; соответственно 1200 - 1500 и 3000 об/мин, могут иметь коэффициент уплотнения до 0,99 и не требуют уплотнения катками.

Таблица 2

Коэффициент уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика

Тип катка

Режим работы катка

Число проходов по одному следу

Скорость, км/ч

Асфальтобетонная смесь типов А, Б (40-50 % щебня)

0,97-0,96

Гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-47А)

8-10

5

0,96-0,94

Вибрационный массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б)

3-4

До 3

и гладко вальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

2-4

5

На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

4

До 10

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

2

5

0,94-0,92

Вибрационный массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б)

4-5

3

и гладковальцовый массой 11-18 т

4

5

На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

4-6

До 10

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

2-4

5

Гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-813, ДУ-48А, ДУ-48Б)

4-6

4-5

и гладковальцовый массой 11-18 т

6-8

5

0,92-0,89

Вибрационный массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б)

5-6

3

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

4

5

На пневматических шинах массой, 13 т (ДУ-31)

6

10

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

4

5

Гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-48А, ДУ-48Б, ДУ-8В)

6

4

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

6

5

Асфальтобетонная смесь типа Б (35-40 % щебня) и типа В

0,92-0,87

Вибрационный массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б)

4-6

До 2

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

4

5

На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

6-8

10

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

4

5

Гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А)

6-8

4

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

6 (4)

5

0,83-0,87

Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50)

2-3

3

гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А)

8-10

4-5

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

6 (4)

5

Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50)

2-3

5

На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

4-6

10

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

2-4

5

Асфальтобетонная смесь типов Г и Д

0,82-0,84

Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50)

2-3

3

На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

6-8

10

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

4

5

Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50)

2-3

3-4

гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А)

10

4-5

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

4-6

5

0,82-0,80

Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50)

2-3

3-4

на пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)

8-10

5

и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)

4-6

5

3.5. Смеси типов В и Б с содержанием щебня до 40 % допускается укладывать при скорости перемещения асфальтоукладчика до 4 м/мин. Если коэффициент уплотнения смеси после прохода асфальтоукладчика не превышает 0,85, скорость перемещения укладчика следует уменьшить до 2 - 3 м/мин.

3.6. Смеси типов Г и Д допускается укладывать при скорости перемещения асфальтоукладчика до 5 м/мин.

3.7. При укатке смесей, имеющих коэффициент уплотнения после прохода асфальтоукладчика не ниже 0,87, в отряд катков не включают легкий каток массой 6 - 8 т.

3.8. При уплотнении смесей, имеющих коэффициент уплотнения после прохода асфальтоукладчика ниже 0,87, при наличии в парке вибрационных катков массой 6 - 8 т уплотнение следует начинать катком с выключенными вибраторами (вместо применения статического легкого катка).

3.9. Для уплотнения верхнего слоя покрытия из асфальтобетонных смесей типов А, Б, В, имеющих коэффициент уплотнения после прохода асфальтоукладчика 0,9 - 0,94, следует в отряд катков включать вибрационные катки массой 6 - 8 т, либо катки на пневматических шинах массой 16 т, либо гладковальцовые катки массой 10 - 13 т. Во всех случаях обязательно наличие в отряде катка гладковальцового трехосного массой 11 - 18 т.

3.10. Уплотнение песчаных асфальтобетонных смесей типов Г, Д и малощебенистых типа В с коэффициентом уплотнения после прохода асфальтоукладчика менее 0,9 следует начинать гладковальцовым катком массой 6 - 8 т, при этом рабочая скорость движения катка в начале укатки должна составлять 3 км/ч.

3.11. Для уплотнения смесей типов А, Б и В ведущим катком в отряд целесообразно включать каток двухвальцовый вибрационный массой 6 - 8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б). При отсутствии такого катка его можно заменить катком на пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А) или катками статическими гладковальцовыми массой 9 - 13 т (ДУ-8В, ДУ-48А, ДУ-48Б).

3.12. Уплотнение смесей типов Г, Д и В при коэффициенте их уплотнения рабочими органами асфальтоукладчика менее 0,87 следует начинать катком вибрационным массой 6 - 8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б) с выключенным вибратором либо гладковальцовым статическим массой 6-8 т (ДУ-50).

3.13. Состав отрядов катков в зависимости от типа уплотняемой смеси и коэффициента уплотнения после прохода асфальтоукладчика, а также режимы их работы следует назначать согласно табл. 2.

4. Контроль качества работ

4.1. Контроль качества работ следует осуществлять в соответствии с требованиями п. 6.7 "Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий" (М.: Транспорт, 1978) и настоящих "Методических рекомендаций".

4.2. Перед началом работ по устройству покрытия и основания дорожной одежды из асфальтобетонных смесей следует проверить режимы работ широкозахватных высокопроизводительных машин и установить требуемые скорости, укладки и частоты колебания трамбующего бруса асфальтоукладчика.

4.3. В процессе работы асфальтоукладчика в заданном режиме следует определить коэффициент уплотнения слоя для уточнения состава отряда катков и режимов работы асфальтоукладчика и катков.

4.4. Степень уплотнения асфальтобетонных смесей рабочими органами асфальтоукладчика определяют по результатам испытаний образцов, отобранных из укладываемого слоя непосредственно после укладки его асфальтоукладчиком, работающим в заданном режиме. Для этого перед проходом асфальтоукладчика на нижний слой уложенного покрытия (или основания дорожной одежды) укладывают металлическую пластинку площадью 200×150 мм и толщиной 1,5 мм. Место расположения пластины фиксируют металлической проволокой, прикрепленной к краю пластины. После прохода асфальтоукладчика пластину со смесью извлекают. Образец снимают с пластины не ранее чем через 2 ч, затем стандартным методом определяют коэффициент уплотнения.

4.5. Для рационального подбора состава отряда катков следует определять степень предварительного уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика в соответствии с методикой, изложенной в п. 4.4 настоящих "Методических рекомендаций".

5. Техника безопасности

При строительстве покрытий и оснований дорожной одежды из асфальтобетонных смесей комплектом высокопроизводительных широкозахватных асфальтоукладчиков и катков следует руководствоваться "Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" (М.: Транспорт, 1978), р.8 "Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий" (М.: Транспорт, 1978) и СНиП III-4-80.